Н. Перевезенцева
По Балтийской железной дороге
от Петербурга до Гатчины

Царская охота (Мариенбург)

Следующая остановка за Пудостью — Мариенбург. Собственно, это уже Гатчина, по крайней мере, сразу за железнодорожным переездом начинаются дворцовые парки. А по другую сторону железной дороги, прямо от переезда отходит необычная улица, вся сплошь застроенная одинаковыми деревянными домами, украшенными резьбой. Это бывшая Егерская слобода — место, где жили егеря придворной охоты.

Гатчинские земли славились своей охотой еще при графе Орлове, но большая царская охота начала свое существование в этих местах с тех времен, когда Екатерина II подарила Гатчину наследнику Павлу Петровичу.

Расцвет гатчинской охоты начался в 50-е годы XIX века, когда в Мариенбург перевели большую придворную охоту. Тогда-то и была построена вдоль берега реки Колпанки Егерская слобода — целая улица домов для егерей, двухэтажный дом главного егеря, здания конторы, пекарни, лавки Общества потребителей. Для холостых егерей был предусмотрен отдельный дом с квартирой повара. Была здесь и школа. Строилась Егерская слобода по проекту тридцатилетнего Георга Гросса. Проект был признан настолько удачным, что его зачли архитектору вместо обязательной программы на звание академика.

Егерская слобода
Егерская слобода
Егерская слобода
Егерская слобода

Пятистенные рубленые бревенчатые дома обращены фасадами на одну улицу (еще недавно — ул. Комсомольцев-подпольщиков) и богато украшены резьбой. Навесы над крыльцом, карнизы, наличники окон придают живописность однотипным зданиям, заставляя вспомнить старинные северные избы. За каждым домом — добротный каменный сарай.

Охотничьих собак — борзых, гончих, легавых, сеттеров — натаскивали за Гатчиной, возле деревни Вероланцы. Место было малонаселенное — леса, вырубки, поля - поэтому летом туда вывозили царскую псовую охоту.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
В центре Егерской слободы возвышается нарядная, недавно отреставрированная церковь в русском стиле. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный по эскизному проекту академика архитектуры Д.И. Гримма (Круговая, 7). Проект был утвержден лично Александром III, и в 1886 году в Высочайшем присутствии состоялась закладка церкви. Семь колоколов для храма изготовили здесь же в Мариенбурге на меднолитейном заводе А.С. Лаврова. Александр Степанович Лавров, отставной генерал-майор артиллерии, изобрел способ получения фосфористой бронзы и наладил отливку церковных колоколов, которые получались более совершенными, чем отливаемые по традиционному методу, в строительстве церкви участвовали известные петербургские фирмы. Так каркасы куполов, кресты, покрытия, металлические балки выполнил знаменитый чугунолитейный завод Ф.К. Сан-Галли. В механической лаборатории Института инженеров путей сообщения испытывались на прочность кирпичи и каменные плиты. Иконы для нового храма исполнил московский художник Н.М. Софронов. Храм был освящен, и, по повелению Александра III (как известно, любившего Гатчину, да и охоту тоже), включен в число придворных церквей. Судьба церкви сложилась относительно счастливо. После упразднения Царской охоты с 15 мая 1917 года храм стал приходским. В 1932 году его закрыли совсем, но в 1942 году во время немецкой оккупации по ходатайству прихожан службы возобновились. Так что с 1942 года по нынешний день церковь действует.

Вокзал в Мариенбурге
Вокзал в Мариенбурге
Дом Р.Ф. Френца
Дом Р.Ф. Френца

Мариенбург — это не только Егерская слобода. Главные улицы поселка Набережная и Крайняя (ныне Кустова) были проложены еще в XVIII веке. К сожалению, построек того времени не сохранилось. Известно только, что при Марии Федоровне (супруге Павла I) здесь был «сельский воспитательный дом». А сейчас о старом Мариенбурге напоминает только несколько деревянных дач конца XIX начала XX века, разбросанных по поселку. Среди них — дом №5 по улице Кустова и дом № 9 по улице Рошаля (Мариенбургской), принадлежавшие когда-то известному художнику-анималисту Р.Ф. Френцу. О нем говорили, что он «приписан» к царской охоте, и действительно художник с виртуозным мастерством изображал лошадей. Основными заказчиками Френца были члены царской семьи, и он сопровождал их в путешествиях, на охоте, на маневрах — всюду, где можно было рисовать лошадей в стремительном движении и неожиданных ракурсах.

В 1879 году мариенбуржцы поняли выгоду железнодорожного сообщения, и по их ходатайству (и за их счет) были построены платформа и станционное здание (арх. П.С. Купинский, автор старого вокзала «Гатчина Балтийская»).


Балтийские ворота городаДачное и УльянкаЛиговоКрасное СелоСкачки и фабрикиДудергофТайцыСентиментальная остановка (Пудость) • Царская охота (Мариенбург) • ГатчинаВаршавские ворота Гатчины

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»