Н. Перевезенцева
По Балтийской железной дороге
от Петербурга до Гатчины

Красное Село

Если честно, то я предпочту проехать Горелово. Небольшое поселение, зажатое между железной дорогой и Таллинским шоссе, примечательно разве только бесконечными дачными участками и смутными слухами, что где-то здесь в Горелове живет "цыганский барон". Да и следующую остановку "Скачки" мы тоже минуем (потом, правда, вспомним). А вот Красное Село уж никак не проехать.

Вокзал в Красном Селе. Арх. Н.А. Бенуа
Вокзал в Красном Селе. Арх. Н.А. Бенуа
Вокзал в Красном Селе. Современный вид
Вокзал в Красном Селе. Современный вид
Старый вокзал, построенный Н.А. Бенуа в модных когда-то готических формах, погиб во время войны. Новое здание являет собой нечто ампирное с колоннами, но сильно обветшавшее. Выйдя из вокзала, оглянемся и сориентируемся, — куда нам идти? Вверх? Направо? Налево?

Пожалуй, правильнее будет сесть на местный автобус и подняться наверх до церкви Св. Троицы (Ленина, 108). Она, если и не ровесница Красному Селу, то ненамного его моложе. Кстати: откуда это название -Красное Село? Ответ кажется очевидным. Ведь оно расположено на высоком берегу — глинте — древнего моря, плескавшегося некогда и на месте Петербурга. Перед глинтом лежит обширная долина, по которой протекает река Дудергофка. Она перегорожена системой плотин и дамб. образуя три озера — Безымянное, Долгое и Дудергофское. Место красивое, видное — поэтому и село Красное.

"...то обстоятельство, что за Красным лежит обширнейшее поле, местами весьма ровное, впервые обратило на себя внимание Императрицы Екатерины II: в 1765 году, 14 июня, около Дудергофа, собраны были войска для маневров. Затем в 1819, 1820 и 1823 годах войска выводили на 1 месяц под Красное Село для маневров, а с 1824 года село это делается постоянным лагерным расположением гвардейских войск". Произошло это по инициативе императрицы Марии Федоровны, предложившей своему сыну императору Александру купить Красное Село как единственное место под Петербургом, подходящее для проведения маневров.

Красное Село. Военный парад
Красное Село. Военный парад
И началось. Огромное скопление людей в летние месяцы предполагало полную переделку внешней среды и приспособление ее к нуждам лагеря. Поэтому возникают шоссейные дороги, проводится дренаж местности, строятся мосты. Во времена А.П. Верландера весь лагерь делился Авангардный и Большой. Кавалерия квартировала отдельно в ближайших деревнях.

В Большом и Авангардном лагерях каждый полк занимал по 15000 кв. саженей земли. Перед фронтом батальонов проходила дорога, далее следовало 8 рядов палаток, сады и обязательные хозяйственные заведения - цейхгаузы, лазарет, офицерские столовые, кузницы, конюшни, бани и т.д. В Большом лагере позади расположения полков находились валы для стрельбы в цель, в Авангардном лагере место для стрельбы было отведено на Военном поле. Позади полков находились пруды для мытья ружей.

На голом поле, где от солнца можно было укрыться только в палатках, постепенно появляются тенистые аллеи и сады, ведь: "В летнее время, под сенью акации, / Приятно мечтать о дизлокации". А господа офицеры не должны были особо страдать от дискомфорта, в полевых условиях — и строятся деревянные павильоны, иногда затейливо украшенные, для офицерских столовых. При столовых устраиваются буфеты, библиотеки, комнаты для собраний. Словом, быт налаживается.

Дворец в. кн. Михаила Павловича. (Ленина, 114)
Дворец в.кн. Михаила Павловича
Если мы пройдем по парку вдоль пр. Ленина, то скоро (Ленина, 114) увидим двухэтажное деревянное здание с деревянными же колоннами Это дворец великого князя Михаила Павловича (арх 3. Дильдин, 1827— 1828) — единственный сохранившийся дворец из всех, когда-то построенных в Красном Селе. Были здесь и дворцы Николая Павловича, и наследника цесаревича, и здания штабов гвардейских войск и различных управлений. Выглядели дворцы довольно скромно, но их окружал великолепный Дворцовый (или Царский) парк, — с прудами, затейливыми дорожками, цветниками, березовыми и липовыми аллеями. Начал его разбивку садовый мастер Грей, продолжили — садовник Михайловской дачи Фрост и ропшинский садовник Геккель.

В августе 1850 года, в день праздника всех гвардейских войск, на берегах Дудергофского озера был устроен великолепный фейерверк, и состоялось импровизированное гулянье в присутствии императора Николая I и членов его семьи. Праздник, что называется, удался. Полковник Н.Н. Синельников, его организовавший, получил благодарность, а Высочайшие особы высказали пожелания о том, чтобы какие-нибудь развлечения для офицеров устраивались регулярно. Явилась мысль о театре, ее поддержал наследник цесаревич. Помог и актер Я.Г. Брянский. И уже через год на берегу Безымянного озера красовался деревянный театр. Архитектором театра считается Н.А. Сычев, но ему принадлежит только первоначальный проект здания. Дело в том, что театров Сычев никогда не строил, его проект не понравился, и сделать другой план поручили А.К. Кавосу, построившему и перестроившему на своем веку немало театров в Петербурге и Москве. Проект Сычева был взят за основу, но сильно изменен.

Итак, в 1851 году на берегу Безымянного озера появился уникальный театр. Доступ в него был разрешен только господам офицерам и членам их семей. М.И. Пыляев рассказывает, что один известный богач-театрал предлагал за кресло в театре 3000 рублей (сумму по тем временам астрономическую), но ему отказали. Внешне здание театра не казалось особенно привлекательным, но внутри было роскошным. Стены зрительного зала, оклеенные белыми обоями под мрамор, ложи, украшенные золоченой резьбой по дереву... Эффектно смотрелась люстра — парящий орел, Держащий в когтях лавровый венок с лампами. Занавес театра изображал вид Красносельского лагеря ранним утром.

Репертуар Красносельского театра был разнообразным, но всегда развлекательным. 4 июля 1851 года первый сезон открылся милыми пьесами "Белая камелия", "Провинциалка" и "Домашняя история". В дальнейшем ставились одноактные комедии И.С. Тургенева, водевили Ф.А. Кони и переводные с французского и немецкого водевили и комедии с куплетами. Но играли в них ведущие актеры русской сцены: И.И. Сосницкий, П.А. Каратыгин, A.M. Максимов и др.

Актеры свидетельствовали, что ни в одном театре им не доводилось видеть такого порядка. А декорации менялись настолько тихо, что Николай Павлович привел однажды за кулисы директора императорских театров A.M. Гедеонова, дабы тот перенял полезный опыт. Естественно, все работы за сценой выполняли специально обученные солдаты.

Красносельский театр сгорел во время войны, сейчас на его месте — поляна и пляж. Но сохранились широкие пологие аллеи, по которым когда-то проезжали если не брюлловские всадницы, то вполне реальные актеры и актрисы Императорских театров.


Балтийские ворота городаДачное и УльянкаЛигово • Красное Село • Скачки и фабрикиДудергофТайцыСентиментальная остановка (Пудость)Царская охота (Мариенбург)ГатчинаВаршавские ворота Гатчины

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»