Мариенбург знакомый и незнакомый

Цветная Гатчина в фотографиях Прокудина-Горского

В истории нашего города особого внимания заслуживает не только имя основателя Мариенбургского колокольного завода - Александра Степановича Лаврова, о котором подробно рассказывалось в прошлом очерке, но и личность его зятя Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944 гг.), которого по праву называют «отцом» русской цветной фотографии.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Он родился в родовом имении Фуникова Гора Покровского уезда Владимирской губернии в семье потомственного дворянина, действительного статского советника. Получил хорошее по тем временам образование, окончил Александровский лицей, затем слушал лекции в Санкт-Петербургском университете и Военно-медицинской академии. Но главным его серьезным увлечением становится фотографическое дело, которое тогда только начинало развиваться. Прокудин-Горский активно занимается технологической стороной разработки цветопередачи в фотографии, ставит научные опыты и совершает настоящий прорыв. О результатах своих исследований он докладывает в Русском императорском техническом обществе.

В 1890 году С.М. Прокудин-Горский вступает в брак с дочерью А.С. Лаврова - Анной Александровной Лавровой. Вскоре он получил пост директора правления «Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов». Эту ответственную должность он занимал до Октябрьской революции. Однако именно искусство фотографии осталось его главным увлечением и неизменной страстью на всю последующую жизнь. Параллельно со своей основной работой, в 1901 году, на Большой Подъяческой улице в Санкт-Петербурге, он открыл «Фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую». С этого времени у него появилась возможность экспериментальной деятельности, создания новых технологий световоспроизведения. Он также становится редактором журнала «Фотограф-любитель». Впервые в гатчинской хронике имя родителей фотографа упоминается в 80-е годы ХIХ столетия. Будучи камергером императорского Двора, отец мастера владел домом на Багговутовской улице (ныне - улица Карла Маркса). В последствии здесь проживала его вдова.

В 1902 году в течение полутора месяцев С.М. Прокудин-Горский обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге, в окрестностях Берлина, под руководством доктора Адольфа Мите, который в это время создал свою модель камеры для цветной съемки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии А. Мите, значительно превосходящих по качеству аналогичные разработки иностранных авторов.

В Мариенбурге в конце XIX века проживала мать С.М. Прокудина-Горского - Мария Николаевна, которая состояла почетным членом правления гатчинского Товарищества. Она занимала особняк на Средней улице (ныне улица Рысева), недалеко от Лавровского завода. Впоследствии М.Н. Прокудина-Горская переехала в дом №3, расположенный на Николаевской улице (ныне улица Урицкого). В Гатчине она активно занималась благотворительной деятельностью. Умерла она в 1909 году и была похоронена на Гатчинском кладбище.

В Мариенбурге прошли детские и юношеские годы детей С.М. Прокудина-Горского - Дмитрия, Екатерины и Михаила.

На гатчинской земле знаменитый фотомастер проводил свои многочисленные эксперименты, устраивая выездные «фотосессии». Снимал он непосредственно и сам императорский парк, делая цветные этюды с сиренью и пионами на фоне дворца и его садов. Эти снимки относятся к началу лета 1908 года. В окрестностях города он снимал береговые пейзажи на Оредеже в Сиверской. Одна из его лучших работ была помещена в журнале «Фотограф-любитель» за 1906 год. В своей столичной мастерской совместно с другими издательствами он выпустил иллюстрированные почтовые открытки с видами Сиверской: «Закат на реке Оредеж» и «Пещеры на реке Оредеж». Неоднократно он снимал окрестности родового имения Лавровых под Лугой - «Турово». Лужский край отражен на нескольких фотографиях. Сергей Михайлович часто выступал с лекциями о развитии цветного фотографического дела и устраивал публичные показы своих работ. Например, журнал «Фотограф-любитель» в 1908 году сообщал, что в Гатчине Прокудин-Горский «демонстрировал на экране свою коллекцию снимков в натуральных цветах».

Страстное увлечение фотографией заставило его много ездить. Во время русско-японской войны он отправился в Корею, откуда привез обширную коллекцию черно-белых снимков. Находясь в 1904 году в Туркестане, Прокудин-Горский решил реализовать немыслимый и дерзкий по тем временам проект - «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества России при помощи фотографических снимков в натуральных цветах», методом собственной цветной фотосъемки.

Портрет Льва Николаевича Толстого
Портрет Льва Николаевича Толстого
Поворотным пунктом для фотографа стал май 1908 года, когда он сделал цветные портреты Льва Николаевича Толстого, посетив его в Ясной Поляне. Сделав хороший снимок, он опубликовал его в своем журнале, выходящим большим тиражом. Работу Прокудина-Горского заметил великий князь Михаил Алексеевич, который в то время являлся почетным председателем Петербургского фотографического общества. По его протекции он получил приглашение в Гатчинский дворец, к вдовствующей императрице Марии Федоровне. На показе привезенных автором фотографий присутствовала еще одна влиятельная особа генерал-адъютант, гофмаршал императорского Двора П.К. Бенкендорф. Снимки всем очень понравились. После этого фотограф был приглашен для показа своих работ царской семье. Император и императрица не смогли скрыть удовольствия и восторга. Представленная им коллекция пейзажей находит свое продолжение.

Император Николай II обещает содействие в проведении всей дальнейшей работы, в помощь ему подключается министр путей сообщения С.В. Рухлов. Для проведения съемок по стране фотографу выделяется специальный комфортабельный вагон, оборудованный под фотолабораторию, и пароход. При себе он также носил специальный пропуск министра путей сообщения, в котором сообщалось, что император считает миссию, возложенную на Прокудина-Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать в любом месте и в любое время.

В 1909-1915 годах С.М. Прокудин-Горский посетил многие уголки Сибири и Туркестана, был на Урале и Кавказе, совершил большое путешествие по Волге. В 1911 году проводит съемки окрестностей Бородино к 100-летию знаменитой битвы, готовит альбом к 300-летию правящей династии Романовах. Царская семья и императорский Двор в буквальном смысле «заваливают» его заказами. Его приглашают принять участие в фотографических вернисажах, на международной выставке в Париже (1900 г.) он получает Гранпри. Он ставит опыты передачи цветного изображения в кинематографе. К 1915 году в коллекции мастера насчитывалось уже свыше 4.500 снимков.

Творческие планы С.М. Прокудина-Горского были нарушены начавшейся Первой мировой войной. Вагон с фотолабораторией передается в распоряжение действующей армии, а сам фотограф призывается на службу в созданную военным министерством специальную фотокинокомиссию - художником и фотографом. Но ему эта работа кажется скучной и однообразной. Сергея Михайловича отправляют на фронт снимать успехи Российской армии, но они вскоре сменяются бесконечными поражениями. Снимать ужасы войны мастеру было совсем не интересно.

Революционные события еще больше погасили веру и желание фотографа работать в свое удовольствие. К тому же за ним тянулось опасное «буржуйское» прошлое: должность директора правления Лавровских заводов, личное покровительство сверженного императора.

В первые месяцы советской власти он выступал с лекциями в Зимнем дворце для солдат и матросов, устроенными Народным комиссариатом просвещения. В марте 1918 года он в последний раз вышел к аудитории с темой «Чудеса фотографии». В.И. Ленин включил его в список комиссии по изготовлению новых денежных знаков, но в назначенное время он так и не появился в Смольном.

Узнав о расстреле царской семьи, С.М. Прокудин-Горский эмигрировал. С собой он взял лишь самое сокровенное часть коллекции негативов и слайдов, в России осталась значительная часть его уникального собрания. Он скитался в Норвегии, Германии и Англии, пока не остановился во Франции, где и закончил свои дни в оккупированном фашистами Париже в 1943 году.

В 1948 году из-за финансовых затруднений его сын и дочь продают 1800 негативов и 12 альбомов контактных отпечатков Библиотеке Конгресса США. За эти сокровища они получили 4000 долларов. Собрание Прокудина-Горского может быть так и пролежало бы в архиве, если бы не начавшаяся компьютерная революция. Находка негативов и слайдов в 1980-х годах стала сенсацией. В 1983 году в Америке была издана книга «Фотографии для царя», иллюстрированная снимками Прокудина-Горского. Двести сорок фотографий стали фотопортретом дореволюционной России. К началу нашего века все негативы мастера были оцифрованы. Именно с этого времени все мы смогли увидеть замечательное, чудом не затерявшееся наследие основоположника цветной фотографии.

Интересно отметить, что с Гатчиной связано имя родной племянницы С.М. Прокудина-Горского - Анны Михайловны Помарнацкой. Она, как и ее супруг - Андрей Валентинович Помарнацкий, в довоенные годы работала научным сотрудником в Гатчинском дворце-музее. Супруги занимались спасением коллекций музея во время эвакуации в 1941 году. А.В. Помарнацкий впоследствии стал крупным музейным специалистом Государственного Эрмитажа. Сейчас в Петербурге проживает их дочь - Наталья Андреевна Нарышкина.
© А.В.Бурлаков

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»