Мариенбург знакомый и незнакомый

Знаменитый житель придворной слободы

С историей Мариенбурга связано имя знаменитого в прошлом художника-анималиста Рудольфа Фердинандовича Френца (1831-1918 гг.). Уроженец Германии, выпускник Берлинской академии наук, он в 1859 году приехал в Санкт-Петербург в надежде найти здесь более высокий заработок.

Рудольф Фердинандович Френц
Рудольф Фердинандович Френц
Будучи талантливым живописцем, он выполнял частные заказы и постепенно попал в поле зрения царской семьи и ее окружения. При императоре Александре II он становится придворным художником. Рудольф Френц был приписан к Императорской охоте, которая в то время находилась в Гатчине. Он также сопровождал царскую свиту во время военных маневров и путешествий. Живописец создает целую серию работ на охотничьи темы, самые ранние из которых относятся к концу 60-х годов. В его работах привлекает виртуозное мастерство, с которым изображены лошади и собаки в стремительном движении и любом ракурсе.

В 1884 году Р.Ф. Френц принял русское подданство, в 1885 году получил звание «почетного вольного общника» Академии художеств, становится почетным членом академии. В 1904 году был возведен в почетное гражданство. Среди его работ - портрет императора Александра II, заказы, выполненные для великого князя Николая Николаевича старшего и великого князя Владимира Александровича. Некоторое время он состоял в Свите цесаревича - будущего императора Александра III, где также по высочайшему указу, написал множество картин.

Начиная с 1867 года, он принимает активное участие во всемирных выставках в Париже, Филадельфии, Берлине, Чикаго и в российских передвижных выставках. Многие его работы приобретались Академией художеств, музеем императора Александра III и частными лицами.

Р.Ф. Френц. Егерь с тремя борзыми
Р.Ф. Френц. Егерь с тремя борзыми
Произведения, написанные Р.Ф. Френцем, хранятся сегодня в Русском музее, Третьяковской галерее, Академии художеств, в других картинных галереях страны. Среди них: «Борзятник придворной охоты Никонов», «Егерь с тремя борзыми» (1872 г.), «Егерь» (1873 г.), «Сборы на охоту» (1880 г.), «Уютный уголок» (1884 г.), «Привал охотников» (1885 г.) и другие. Одна из его работ - «Царская охота», была в свое время выкуплена императором Александром III для Гатчинского дворца. Он был автором серии литографий «Окрестности Санкт-Петербурга. Виды города Гатчины», опубликованных в журнале «Всемирная Иллюстрация» в 1881 году и «Гатчина. Охота Государя Императора».

В 1870 году он покупает в Мариенбурге первый участок земли с постройками, размером 310 квадратных сажень, вскоре второй, обустраивает их на «немецкий лад», создав на одном из них художественную мастерскую. Сохранился проект этого дома, относящийся к 80-м годам. На нем представлен одноэтажный дом классической архитектуры, принадлежавший «жене коллежского регистратора Берегова, ныне Френца».

Дом-мастерская располагался на Мариенбургской улице (ныне - улица Рошаля), рядом с территорией современной школы №7. По воспоминаниям местного старожила - полковника в отставке Сергея Андреевича Бабурина, 1908 года рождения, мастерская Р.Ф. Френца была перестроена из более старого дома. Вид ее был несколько «экзотическим» для Мариенбурга, здание венчала стеклянная крыша с ромбовидной башенкой. Это оригинальное здание, впоследствии снова перестроенное, до наших дней не сохранилось.

Мариенбург. Дом Рудольфа Френца. Фото Галины Пунтусовой
Мариенбург. Дом Рудольфа Френца на ул. Кустова
Зато уцелел «семейный» дом Френца, расположенный на улице Кустова (бывшая Крайняя), дом №5. Эта интересная деревянная постройка чем-то напоминает «русский» стиль домиков для егерей, расположенных в Егерской слободе. Можно даже предположить, что дом, приобретенный Р.Ф. Френцем, возводился одновременно с обустройством на окраине города в конце 50-х годов XIX столетия Императорской охоты. Впоследствии памятный дом сменил нескольких хозяев, сейчас им владеет Дмитрий Анатольевич Куликов, который содержит его в хорошем состоянии. Здание является памятником архитектуры и состоит на государственном учете.

Разрекламированный дом хорошо известен туристам и местным экскурсантам, в последние годы зачастившим в Мариенбург.

Работы художника часто выставлялись на ежегодных «гатчинских» выставках, которые в начале прошлого века проходили в Приоратском дворце. Вот какое описание дал творениям Френца один из посетителей в 1915 году:

«...художник поражает зрителя знанием строения лошади, верным рисунком ее во всякой позе, во всяком движении, ракурсе. В то же время в его манере при полной законченности нет сухости и замазанности: везде свободный, широкий, но точный и определенный по форме мазок. Кроме того, полноте впечатления способствует и колоритно написанный пейзаж. Такова его большая картина «Табун»: в лошадях первого плана столько силы и грации, в табуне несущихся вдали лошадей так много массового движения. Вся картина овеяна воздухом и освещена мягкими бликами летнего дня».

Р.Ф.Френц. Табун
Р.Ф.Френц. Табун лошадей Прилепского конезавода. 1912
Р.Ф.Френц. Охотники (Сборы на охоту)
Р.Ф.Френц. Охотники (Сборы на охоту)

Один из шести детей Р.Ф. Френца - Рудольф - пошел по стопам отца. В автобиографии впоследствии известный советский художник Р.Р. Френц писал: «Родился я в 1888 году в местечке Мариенбург, поселок Рошаля, близ Гатчины. Мой отец, Рудольф Фердинандович Френц, художник-анималист, проживший большую часть жизни в Мариенбурге, имел звание академика живописи. Я начал заниматься живописью с пятого класса реального училища и с этого времени стал принимать участие в выставках Петербургского общества акварелистов, как пейзажист. Вместе с отцом я написал ряд картин. Мое участие заключалось, главным образом, в выполнении их пейзажной части…».

После Октябрьской революции Рудольф Френц работал в Ленинградском декоративном институте, где заведовал мастерской агитплаката, позднее, будучи профессором Академии художеств (с 1929 г.), он стал одним из родоначальников советской батальной живописи, автором известных панорамных и диорамных работ: «Взятие Зимнего дворца», «Оборона Петрограда», «Сталинградская битва». В 1939 году Ф.Ф. Френцу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его работы неоднократно экспонировались на различных выставках. Многие годы он руководил батальной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Вплоть до войны, художник каждое лето проводил свой летний отдых на даче в Мариенбурге. Могила Р.Ф. Френца, скончавшегося в 1918 году, сохранилась на Гатчинском городском кладбище. В 1969 году решением Гатчинского городского Совета на ней был установлен памятник.
© А.В.Бурлаков

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»