Мариенбург знакомый и незнакомый

Второе рождение Мариенбурга

Летом 1870 года тихую жизнь пригородной слободы нарушили масштабные работы по строительству Балтийской железной дороги, проложенной по границе Зверинской улицы. Уже в декабре 1872 года началось регулярное пассажирское сообщение на участке Санкт-Петербург - Красное Село - Гатчина. А еще через несколько лет мариенбургские обыватели обратились в Министерство путей сообщения с прошением разрешить открыть для них новую платформу. Они гарантировали оказание финансовой помощи в строительных работах.

Мариенбург. Железнодорожная платформа
Мариенбург. Железнодорожная платформа
Мариенбург. Здание вокзала
Мариенбург. Здание вокзала

Железнодорожная платформа Мариенбург появилась в графике расписания поездов в 1879 году. Тогда же по проекту столичного архитектора Петра Купинского был построен деревянный вокзал и ряд других станционных построек. Оригинальное здание вокзала сохранилось до настоящего времени. Сегодня это уникальный архитектурный образец железнодорожного строительства дореволюционного времени! Однако нынешнее состояние вокзала в Мариенбурге тревожит и беспокоит многих, необходимо проведение срочных мер по реставрации старинного здания, ставшего одним из символов старой деревянной Гатчины.

Открытие платформы способствовало превращению слободы в дачный поселок. К концу ХIХ века петербургская публика смогла уже по достоинству оценить все прелести загородного отдыха в этой местности. Так начинается второе рождение Мариенбурга. В 1892 году появляется Новая улица, проложенная вдоль западной границы слободы. Ее создание обошлось городской казне в 921 рубль 8 копеек.

В 1896 году Новая улица была переименована в Лесную. Капитально ремонтируется и активно застраивается Зверинская улица, ставшая «парадной» магистралью бурно развивающегося поселка. Городское управление выделяет новые участки под застройку. Многие дома спешно перестраиваются под дачи, на месте ветхих зданий, как грибы после дождя, «вырастают» модные, построенные со вкусом роскошные особняки и загородные усадьбы.

В 1886-1889 годах на Зверинской улице в районе платформы получили участки более десяти дворцовых служителей. Среди них лакеи Гатчинского императорского дворца: Иван Васильев и Ефим Горский, Петр Сметанников и Алексей Субботин. В 1890 году владельцами участков на этой же улице стали отставной камердинер Его Императорского Высочества великого князя Владимира Александровича - Григорий Мелентьев и гардеробмейстер при гардеробе Ея Величества императрицы Марии Федоровны - Владимир Фукс.

Мариенбург. Пожарная часть. Фото Галины Пунтусовой
Мариенбург. Пожарная часть
В 1877 году в связи с созданием Гатчинской вольной пожарной дружины Мариенбург был включен в состав территории ее обслуживания. Так как поселок оказался самым отдаленным участком от центра города, здесь открывается отделение: комната для дежурного с «электрическим звонком» - первым в Мариенбурге телефонным аппаратом.

В 1884 году к услугам дачников и жителей поселка здесь появляется медицинское учреждение. Владелец Гатчинской городской аптеки Яков Мартынович Кеслер открыл сезонное отделение своей аптеки. Она располагалась в наемном помещении, в доме обывателя Варламова. Ближайшая амбулатория в это время находилась в Егерской слободе.

Открытие дачной стороны жизни Мариенбурга совсем преобразило эту когда-то мало кому известную пригородную местность. Вот какое описание дачного поселка и его окрестностей дает в своей книге «Куда ехать на дачу», изданной в 1892 году, столичный исследователь В.К. Симанский:

«Мариенбург - платформа Балтийской ж.д. в 2-х верстах от станции Гатчина той же дороги. Занимая около 1800 десятин, Гатчина делится на 3 части: Ингербургскую, Екатеринвердерскую и Мариенбургскую. В Мариенбургской части, примыкающей к помянутой платформе, на берегу Пильной речки расположены охотничьи домики для егерей, составляющие так называемую Егерскую слободу, здесь же устроена псарня и особый загон для зверей для императорской охоты. Сама Мариенбургская слобода, состоящая из чистеньких, изящных, по большей части однои двухэтажных домиков, уже давно привлекала небогатых людей для дачного заселения, и устройство платформы (по желанию дачников и местных жителей), таким образом, только завенчало дело».
© А.В.Бурлаков

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»