Мариенбург знакомый и незнакомый

Знаменитые дачники и жители Мариенбурга

Прошлое и настоящее поселка тесным образом связано с биографиями многих известных деятелей искусства, литературы и науки.

Федора Федоровича Эрисман
Федор Федорович Эрисман
Мариенбург имеет прямое отношение к жизни и деятельности создателя основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления, известного врача Федора Федоровича Эрисмана (1842-1915 гг.), которого по праву называют пионером гигиены в нашей стране. Уроженец Швейцарии, выпускник медицинского факультета Цюрихского университета (1865 г.), Фридрих Эрисман принял российское подданство и православное имя. Свою медицинскую деятельность в СанктПетербурге начинал в 1869 году, после получения степени доктора медицины Медико-хирургической академии. Сначала он занимался частной практикой, а затем целиком посвятил себя исследованию вопросов гигиены. Ф.Ф. Эрисман работал над проблемой рациональной конструкции школьной парты. Можно даже сказать, что он «изобрел» привычную нам всем парту. Хорошо известны его многочисленные труды, например, трехтомное издание «Руководство по гигиене».

Его первой супругой была Надежда Прокофьевна Суслова, выпускница медицинского факультета Цюрихского университета, ставшая первой в России женщиной-врачом. Их знакомство состоялось еще на студенческой скамье. Проживая в столице, они с 1874 года снимали дачу в Мариенбурге. Известен ее адрес: Пильня (так тогда называли Мариенбург), Набережная улица, дача Михайлова. В 1877 году именно здесь Ф.Ф. Эрисман закончил работу над книгой «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда», ставшей первым учебником по гигиене труда. В том же году он убывает на русско-турецкую войну, где руководит дезинфекционными работами в действующей армии. В последующие годы Ф.Ф. Эрисман был профессором кафедры гигиены на медицинском факультете Московского университета, преобразованном впоследствии в Гигиенический институт, в 1883 году он получил степень доктора медицины Московского университета. С его именем связана организация земско-фабричной медицины и земско-санитарного надзора над промышленными заведениями в Московской губернии. Он также состоял главным санитарным врачом Московского и Богородского уездов.

Еще один интересный факт: Ф.Ф. Эрисман и Н.П. Суслова стояли у истоков революционного движения 60-70-х годов. Они входили в состав Международного Товарищества рабочих - первой массовой организации рабочего класса, с 1870 года были членами Цюрихской секции Первого Интернационала. Эрисман состоял в социал-демократической партии Швейцарии, Суслова - входила в состав народной революционной организации «Земля и воля». Следивший за ней агент 3-го отделения в 1872 году доносил руководству, что Н.П. Суслова «принадлежит к числу первых вступивших в Интернационал женщин … От нее узнано, что в Петербурге существует тайный комитет, давший ей важное поручение в Лондон». Об этом рассказывал в очерке «Участники Первого Интернационала в Гатчине», опубликованном в октябре 1966 года в газете «Гатчинская правда», старший научный сотрудник Военно-медицинского музея В. Базанов.

Ю.Ю.Клевер. Запущенный пруд
Ю.Ю.Клевер. Запущенный пруд
В 1880 году на даче в Мариенбурге проводил летний отдых сын сенатора, выпускник Пажеского корпуса, гофмейстер императорского двора Феофил Матвеевич Толстой (1809-1881 гг.). По материнской линии он приходился внуком великому полководцу М.И. Кутузову. В свое время Ф.М. Толстой значительно преуспел на музыкальном поприще. Будучи талантливым композитором, он написал более двухсот романсов (среди них - знаменитый романс «Я вас любил») и оперу «Вirichinо di Раrigi», поставленную сначала в Италии, а затем в Петербурге. Впоследствии он оставил композиторскую карьеру и посвятил себя музыкальной критической деятельности. Свои статьи он публиковал под псевдонимом «Ростислав».

Юлий Юльевич Клевер
Юлий Юльевич Клевер
Красоты императорских парков, примыкающих к Мариенбургу, запечатлел на ряде своих полотен очень модный в свое время художник Юлий Юльевич Клевер (1850-1924 гг.).

Особенно удавались живописцу зимние и весенние пейзажи. Среди них картина «Вид запущенного парка в Мариенбурге» (1878 г.), за которую «салонному» художнику было присвоено звание академика Императорской академии художеств. Эта работа стала для него особенно счастливой: картину отправили на Международную художественную выставку в Париж. Сейчас она хранится в Киевском музее русского искусства.

Это же полотно, под названием «Старый парк в Мариенбурге», Ю.Ю. Клевер копировал несколько раз. В частных собраниях коллекционеров имеется несколько пейзажных работ мастера, написанных в Гатчине и ее окрестностях. В 1912 году одна из картин художника экспонировалась на художественной выставке в Приоратском дворце.

Лето 1904 года на даче в Мариенбурге проводят Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Известно, что здесь супружеская чета плодотворно работала над созданием новых произведений. В письме литератору и издателю В.С. Миролюбову в Санкт-Петербург 17 августа 1904 года З. Гиппиус сообщала: «Редкое обстоятельство: я написала целых три стихотворения и спешу послать их вам…». Гатчиной помечено несколько стихотворений одной из самых блистательных поэтесс Серебряного века. Среди них: «Оправданье» и «Коростель». В письме от 10 сентября 1904 года, адресованном поэту Андрею Белому, Д. Мережковский сообщал: «В Гатчине мы пробудем до 20 сентября».

Мариенбург. Ул. Воскова, 40. Фото Галины Пунтусовой
Мариенбург. Дом № 40 на ул. Воскова
Дом, в котором они жили в Мариенбурге, расположенный по адресу: улица Зверинская (ныне Воскова), дом № 40, построенный в стиле модерн, сохранился до настоящего времени.

Это настоящий образец дачной архитектуры, хорошо известный туристам, посещающим старые уголки нашего города. Среди местных старожилов он известен как «Дом с башней».

В дореволюционный период этот шикарный особняк, принадлежавший инженеру Министерства путей сообщения, члену Русского технического общества, действительному статскому советнику Владимиру Викторовичу Грачеву, часто сдавался на лето состоятельным дачникам.
© А.В.Бурлаков

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»