Самый прелестный
уголок около Петербурга

Куприн и авиация

Если парадные залы дворца привлекали тишиной и торжественностью, то аэродром, расположенный недалеко от дворца, привлекал рёвом аэропланов, жизнью, полной тревог и опасности. А.И. Куприн, физически сильный человек, любил риск, пытался в жизни всё испытать сам. Он поднимался со своим другом С. Уточкиным на воздушном шаре, спускался на морское дно, о нём слагали легенды и писали стихи:
	Спустился ты на дно морское,
	Поднялся ты за облака,
	Из четырёх стихий в покое
	Огонь оставил ты пока.

А.И. Куприн после спуска на морское дно и Е.М. Куприна. 1911
А.И. Куприн после спуска на
морское дно и Е.М. Куприна. 1911
Борец Иван Заикин, Куприн, Будищев
Борец Иван Заикин, Куприн, Будищев
А.И. Куприн перед взлетом на воздушном шаре. 1911
А.И. Куприн перед взлетом
на воздушном шаре. 1911

Осенью 1909 года он был на аэродроме в Петербурге, когда французский лётчик Леганье демонстрировал один ив первых публичных полётов. Полёт закончился быстро. Аэроплан был разбит.

Своего друга, известного борца Заикина, Куприн увлекает мечтой подняться в воздух. В 1910 году в Одессе Заикин, совершая полёт, берёт с собой Куприна. Там тоже произойдет авария. Куприн подробно расскажет об этом в очерке «Мой полет». Когда в 1910 году на гатчинском аэродроме был открыт авиационный отдел воздухоплавательной школы, Куприн стал часто приходить на летное поле. Он подружится с лётчиками Прокофьевыми, с лётчиком Коноваловым, он будет неоднократно подниматься в воздух и посвящать им свои рассказы. Куприн тяжело переживал аварии, увечья, гибель лётчиков. Он не раз присутствовал на похоронах разбившихся смельчаков. Традиции лётчиков гатчинской авиашколы, обычай прощания он опишет в рассказе «Потерянное сердце».

«Из Гатчинской авиационной школы вышло очень много превосходных летчиков, отличных инструкторов и отважных бойцов за Родину. И вместе с тем вряд ли можно было найти на всем пространстве неизмеримой Российской империи аэродром, менее приспособленный для целей авиации и более богатый несчастными случаями и человеческими жертвами.

Жуток и величествен был обычай похоронных проводов убившегося товарища. На всем пути в церковь и потом на кладбище его сопровождала, кружась высоко над ним, летучая эскадра изо всех наличных летчиков школы, и рев аэропланов заглушал идущее к небу последнее скорбное моление: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас».

Трагическое, возвышенное и гордое впечатление производил тот угол на гатчинском кладбище, где беспокойные, отважные летчики находили свой глубокий вечный сон. Заместо памятников над ними водружались пропеллеры. Издали эта кладбище авиаторов походило на высокий, беспорядочно воткнутый частокол, но, подходя к могиле ближе, каждый испытывал волнующее высокое чувство. Казалось, что вот с необычайной высоты упала прекрасная мощная птица и, разбившись о землю, вся вошла в нее. И только одно стройное крыло подымается высоко и прямо к далекому небу и еще вздрагивает от силы прерванного полета»
.

Зарождению авиации, отважным летчикам посвящены рассказы и очерки Куприна «Люди-птицы», «Мой полет», «Волшебный ковер», «Сны», «Сергей Уточкин», «Сашка и Яшка», «Потерянное сердце».

Куприн любил гулять в Дворцовом и Приоратском парках, в которых было так много сирени. Маленький городок по-настоящему утопал в сирени, опьяняющей его вкусным и терпким запахом. Сирень стала своеобразным символом Гатчины. Она появилась в гатчинских садах еще в павловскую пору. В известном рассказе «Шестое чувство» писатель, очень любивший сирень, создает настоящий гимн сиреневой Гатчине:
«У Государыни Марии Федоровны сирень была любимым цветком, и она разводила ее с необычайным вниманием, со щедростью и заботой. За нею же потянулась, из подражания двору, вся оседлая Гатчина. Как радостно и странно было глядеть сверху на этот мощный волнистый сиреневый прибой, набегавший на городишко жеманно-лиловыми, красно-фиолетовыми волнами и белыми грядами, рассыпавшимися, как густое белое овечье руно».

Главная страница  •  Почему Гатчина  •  Почему Гатчина (продолжение)  •  Прогулки по Гатчине  •  Куприн и авиация  •  Революция и эмиграция. Возвращение на Родину
© Т.С. Бабурина
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»