Гатчинская авиашкола Щетинина


«Гамаюн - птица гордой печали»
Вс. Рождественский

... Эта поэтическая строка имеет равное отношение как к славянской мифологии, так и к истории авиации. Нам, гатчинцам, быть может, больше других россиян известно, что «Гамаюн» - это название частной авиашколы С.С. Щетинина, открытой в 1910 году в Гатчине. Именно здесь получили удостоверения первая русская летчица Лидия Зверева и авиатрисса Любовь Голанчикова, талантливая артистка (по сцене Мили Море).

Лидия Зверева
Лидия Зверева
Удивляет другое: насколько был просвещенным основатель «Первого Русского товарищества воздухоплавателей» и школы «Гамаюн» - С.С. Щетинин (!), чтобы в то время дать учебному заведению такое редкое и «непонятное» название. Это теперь легко расшифровать и наделить смыслом любое загадочное слово; в данном случае - с выпуском в Нижнем Новгороде «Словаря славянской мифологии» (1995 г.). Точно обозначен смысл и поэтом Всеволодом Рождественским в его стихотворении «Александр Блок». Судите сами, читая строки из восточнославянской мифологии: «Гамаюн - вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное...».

Во-первых, С.С. Щетинин исключительно точно и уверенно предсказал большое будущее авиации в России, как человек и интеллигент, «умеющий слышать тайное», т.е.глубоко верящий в силу знаний, в возможности людей. С другой стороны, Всеволод Рождественский столь же точно подметил всю опасность крылатой профессии, сопряженной с «гордой печалью». Действительно, в статье «Жертвы авиации», опубликованной в журнале «Воздухоплаватель», указывалось, что в 1909 году погибли 4 человека, а в следующем - уже 24 авиатора. Погибла и первая летчица в мире - 20-летняя француженка - баронесса Раймонда де Лярош.

Любовь Голанчикова
Любовь Голанчикова
Кстати, Гамаюн - птица с красивым женским лицом и оригинальной прической, если верить мифологии и издателям первоисточника. То есть, и здесь кроется какой-то смысл, имея в виду первых летчиц: Лярош, Зверева, Голанчикова, Анатра, Шаховская, Самсонова и др. Женщины составляли среди авиаторов того времени почти 20 процентов. Так было, например, в 1911 году. Это потом мы удивлялись Расковой и Гризодубовой, а много раньше крылатая профессия была для женщин привычной нормой(!).

Наконец, в том же мифологическом ключе нельзя обойти молчанием и двух выдающихся мужчин, «умеющих слышать тайное» и имеющих прямое отношение к Гатчине. Это - актер Петербургского народного дома, изобретатель парашюта Глеб Котельников, и внук известного художника Айвазовского - Константин Арцеулов, впервые в мире победивший коварное аэродинамическое явление - «штопор». Именно им удалось отвести печаль и приумножить гордость авиаторов.

В Советской Военной Энциклопедии 1976 года (том 1, с. 47) сказано: "Первыми русскими летчиками были Н.Е. Попов, М.Н. Ефимов...". Николай Евграфович Попов по праву открывает этот почетный описок: первый самостоятельный полет он совершил 13 декабря 1909 года, а Михаил Никифорович Ефимов — 25 декабря того же года, хотя диплом пилота-авиатора получил 15 февраля 1910 года, раньше Попова.

Есть среди громких имен первых русских авиаторов и женское имя. Показательные полеты Николая Попова на Коломяжском ипподроме в 1910 году навсегда лишили покоя дочь генерала воспитанницу Мариинского института благородных девиц Лиду Звереву.

Главная страница |  На заре воздухоплавания |  Колыбель военной авиации |  Гатчинская авиашкола Щетинина |  Парашют Котельникова |  Асы Первой Мировой |  Красные военлеты |  Чкаловская эскадрилья |  Южный форпост Ленинграда |  Бомбовые удары гатчинцев |  Свет памяти |  Об авторе
______________________________________________________
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»