Деятели литературы и искусства -
жители Гатчины начала ХХ века
Художник Н.Н. Каразин

Невероятно известным и популярным в России был писатель и художник Николай Николаевич Каразин (1842-1908). Он прожил в Гатчине всего год, но, несомненно, заслуживает упоминания. Род Каразиных был богат неординарными людьми. Дед Н.Н. Каразина известен как основатель Харьковского университета - первого на Украине и второго в России. В 1802 году он стал учредителем Министерства народного просвещения России. Его знали как ученого и изобретателя, он дружил с А.Н. Радищевым и В.А. Жуковским.

До десяти лет Николай воспитывался в подмосковном имении своей бабки, племянницы известного русского историка, автора "Деяний Петра Великого". Затем он учился в Московском кадетском корпусе, а по окончании служил в Казанском драгунском полку. Прослужив три года. Каразин вышел в отставку и поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако вскоре он опять определился в армию и отправился в Туркестан, где шли боевые действия. Там он познакомился с художником В.В. Верещагиным, генералами Черняевым, Скобелевым, Столетовым, с которыми встречался позже во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1874 году Каразин принимал участие в экспедиции для исследования судоходности бассейна реки Аму-Дарьи и изысканий по прокладке будущей железной дороги. Во всех своих поездках он не расставался с пером и карандашом. Отовсюду он посылал в журналы и газеты очерки, статьи и рисунки о том, что видел. Можно сказать, что он был одним из первых военных репортеров. Выйдя в отставку, Каразин на основе своих многочисленных зарисовок и ярких впечатлений, создал картины из жизни Средней Азии. Так на его картинах впервые появилось изображение верблюда, по его картинам русские люди долгое время изучали неведомую Азию. Он написал несколько занимательных приключенческих повестей на основе своих азиатских впечатлений. Николай Николаевич стал одним из первых и во многих других областях художественной жизни Петербурга. Он создал первые художественные открытки, которые были выпущены Общиной святой Екатерины, много сделал для развития и совершенствования книжной и журнальной иллюстрации. Каразин был первым иллюстратором Ф.М. Достоевского, а также иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого и многих других писателей. Значителен его вклад и в иллюстрацию детской книги. Он написал и оформил своими рисунками "Путевые воспоминания старого журавля", изданную в 1890 году. Он был одним из основателей и на протяжении многих лет активным участником "Общества русских акварелистов".

Н.Н. Каразин оказался и одним из первых дизайнеров, как тогда говорили, занимался "улучшением изящной промышленности". Объем того, что создал он в изобразительном искусстве и в литературе поражает воображение. Более чем в 50 музеях и галереях нашей страны хранятся его картины и рисунки, не говоря о частных собраниях и за рубежом. Дважды издавалось двадцатитомное собрание его сочинений. Им было написано множество газетных и журнальных статей, очерков, рассказов.

С весны 1907 года по 19 декабря 1908 года прожил Николай Николаевич в Гатчине. Доктора посчитали, что более сухой воздух по сравнению с Лиговом, где была его дача, облегчит страдания от болезни сердца и легких. Жил он в доме № 37 по Люцевской (ныне К. Маркса) улице. Когда Каразин скончался, гроб с его телом в сопровождении военных был перевезен в Петербург и с воинскими почестями похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

А.Н. Будищев

В Гатчине в начале ХХ века жили и другие литераторы, очень известные в свое время. Один из них - А.Н. Будищев; мы его вспоминаем только как автора слов популярного романса “Калитка”, музыку которого сочинил композитор А. Обухов. Между тем в начале века было издано около тридцати книг его романов, повестей, рассказов. Дважды выходили сборники его стихов.

В Гатчине Будищев прожил более двадцати последних лет своей жизни. Его знали как ближайшего друга А.И. Куприна, который сказал о Будищеве что это “человек лучезарной доброты и в то же время полный истинной прекрасной писательской гордости”.

Алексей Николаевич Будищев (1867-1916) родился в Саратовской губернии. Закончив в 1884 году гимназию в Пензе, он поступил в Московский университет. Стихи начал писать, будучи еще студентом, и печатался в юмористических журналах. Вскоре он перешел на прозу. Вот как писал о Будищеве известный в то время литературный критик А. Измайлов “Содержательно он вышел целиком из Достоевского. По формам он “чистый чеховец”, настолько яркий, что его можно было бы назвать самым типичным учеником этой школы… Будищев начинал только несколькими годами позднее Чехова, и начинал почти так же и там же, где и Чехов... Будищев не мог подражать Чехову, который в дни его начинаний сам был еще незаметным и нуждающимся в поощрении новеллистом”. И вот что пишет сам Будищев о своем творчестве “Многие критики ставили мне в минус слишком очевидную подражательность Достоевскому. И в этих упреках доходили до явной несправедливости. Может быть, гений Достоевского был так необъятен, что, исследуя глубины душевные, изломы ее, трещины и патологические нагноения, невозможно не пройти хотя бы несколько шагов вслед за великой тенью. Быть может, но все же в моих работах много своего собственного, кропотливо собранного, внимательно, в поте лица моего исследованного и иногда явно противоположного Достоевскому. Яркий и бурный гений его полагался только на свою огромную фантазию и провидел чудеса. Во мне же, как и в Прохоре из “Я и Он” - явен уклон к штундизму, к желанию все проверить умом, исчислить в сантиметрах”.

В.А. Тихонов

Выше упоминалось имя еще одного писателя, доброго знакомого А.И. Куприна - В.А. Тихонова, у которого Александр Иванович неоднократно гостил до покупки своего "зеленого дома". Владимир Алексеевич Тихонов (1857 - 1914) родился в Казани, учился в московской гимназии. Став офицером кавказской армии, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, после чего вышел в отставку. В это же время появился в печати его первый очерк. Некоторое время Тихонов работал редактором журнала, а также выступал в качествен актера и драматурга. Его комедия "Через край" была поставлена Александринским театром. Тихонов писал для различных газет фельетоны и публицистические статьи. Свои романы, повести, пьесы он печатал в "толстых" журналах.

"Произведения Тихонова, обычно связанные с проблемами семьи и брака, далеки от социальных конфликтов. При слабых психологических мотивировках их иногда отличает умение автора занимательно строить сюжет". (Литературная энциклопедия)

За комедию "Козырь" В.А. Тихонов получил Грибоедовскую премию. Полное собрание его сочинений в десяти томах появилось в 1915 году. Умер В.А. Тихонов в Гатчине и похоронен на местном кладбище.

Переводчик М.Л. Лозинский

В Гатчине родился выдающийся поэт - переводчик Михаил Леонидович Лозинский (1886 - 1955). Он появился на свет на даче вблизи одного из гатчинских вокзалов в семье петербургского адвоката. Гораздо позже в 1920-х годах М.Л. Лозинский с семьей проводил летние месяцы в Гатчине, проживая во дворце, где сдавались в те трудные годы квартиры для дачников. По окончании 1-й гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета, затем работал юристом в частной конторе, а в 1913 году окончил историко-филологический факультет университета. Со следующего года начинается его многолетняя служба в Публичной библиотеке, где в течение двух с лишним десятилетий он заведовал отделом искусств. В 1916 году он выпустил книжку своих оригинальных стихов "Горный ключ". Это были стихи "среднестатистического символиста". Был некоторое время редактором журнала акмеистов "Гиперборей".

В 1918 году Лозинский стал членом коллегии издательства "Всемирная литература". В эти годы он много преподавал, переводил для издательства, для театра пьесы Лопе де Вега, Шеридана, Шекспира. Он относился к своей работе не только как поэт, но как ученый-филолог. В своей статье "Искусство стихотворного перевода" в 1935 году он написал "В чем цель поэта-переводчика В том, чтобы созданная им копия оказала на воспринимающего точно такое же действие, какое оказывает оригинал, написанный на чужом языке".

В 1935 году Лозинский решил приступить к переводу "Божественной комедии" Данте. Работал в эвакуации в Елабуге. В 1946 году за этот самоотверженный труд он был награжден Государственной премией первой степени.

Лозинский знал языки английский, французский, испанский, немецкий, итальянский, польский, латинский, древнегреческий.

Анна Ахматова так сказала о Лозинском "Только совсем не понимающие Лозинского люди могут повторять, что перевод "Гамлета" темен, тяжел, непонятен. Задачей Михаила Леонидовича в данном случае было желание передать возраст шекспировского языка, его непростоту, на которую жалуются сами англичане".

А.Е. Белогруд

Собственную дачу в Гатчине имел известный петербургский архитектор Андрей Евгеньевич Белогруд (1875-1933). Он окончил архитектурный факультет в Академии художеств в 1910 году. Всего пять лет он занимался практикой строительства и известен как автор трех домов, стоящих на Каменноостровском проспекте. Особенно заметен дом на площади Л. Толстого, который напоминает старинный замок и по словам исследователя И.Д. Саблина "выделяется каким-то удивительным вольнодумством", настолько он не похож на окружающую жилую застройку Петербурга. В дальнейшем Белогруд много проектировал для различных городов и преподавал.

В 1916 году архитектор приобрел усадьбу с небольшим домиком в четыре комнаты на углу улиц Ольгинской и Елизаветинской. На этом месте сейчас стоит спортивный зал (угол улиц Чехова и Достоевского). Ближайшим его соседом по Елизаветинской улице был А.И. Куприн.

Особенно соседи подружились в июне 1938 года, когда Куприны возвратились из Франции и захотели побывать в Гатчине. В свой "зеленый домик" они не стали заходить, там жили незнакомые люди. А в доме Щербова было неуютно, Павел Егорович к тому времени уже умер. Куприных пригласила вдова архитектора Александра Александровна Белогруд - очень деятельный и энергичный человек, работавшая тогда в Академии художеств. Она помогла в свое время Щербову, уговорив М. Горького посодействовать отмене решения гатчинской администрации о конфискации щербовского дома. Куприны несколько недель прожили в маленьком доме Белогрудов, наслаждаясь тишиной и любуясь прекрасным цветником.

Е.П. Варгин

Следует вспомнить менее именитого, но достаточно активного петербургского архитектора - уроженца нашего города Варгина Евграфа Поликарповича (1832 - 1910). Его отец - петербургский купец Варгин Поликарп Прокофьевич (1771 - 1849) еще в 1797 году обосновался в Гатчине и открыл "Трактир на западноевропейский манер" - герберг - постоялый двор с буфетом и биллиардом. Варгин старший построил собственные дома по собственным проектам на Бульварной улице (К.Маркса) и на Большом проспекте (пр.25 Октября). Евграф Поликарпович учился в Академии художеств и окончил ее со званием свободного художника в 1854 году. Состоял действительным членом Санкт-Петербургского общества архитекторов. По его проектам построены доходные дома на центральных улицах Петербурга. Например дом 78 по Невскому проспекту. Построил и собственный доходный дом на Театральной площади, 6. В Гатчине ему принадлежал дом 12 и два флигеля на Большом проспекте. Для Гатчины он разработал проект одной из пристроек здания Общественного собрания по Приоратскому переулку, а также проект здания церковноприходской школы, который осуществил архитектор Л. Харламов. Похоронен Е.П. Варгин на гатчинском кладбище.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»