Работа архитектора В. Бренны в дворцовом парке

С 1783 года, когда владельцем Гатчины стал великий князь Павел Петрович, начался второй период благоустройства дворцового парка. Главным архитектором стал Винченцо Бренна (1747 - 1818). Он родился во Флоренции, архитектуру изучал в Риме и Париже. В 1780 году отправился в Польшу и работал в различных дворцах и замках польских вельмож. Там его увидел великий князь Павел Петрович и пригласил в Россию. С 1784 года начинается его работа в Павловске по отделке интерьеров дворца, построенного архитектором Ч. Камероном и по созданию пейзажного парка и парковых сооружений. Затем по распоряжению Павла Петровича Бренна начал работать в Гатчине, вначале в парке, а затем и во Дворце. В конце 1796 года он приступил к возведению Михайловского Замка в Петербурге, который был окончен в октябре 1800 года. В эти же годы архитектор переделывал интерьеры Зимнего дворца и других дворцов, принадлежавших царской фамилии. После смерти Павла I в 1802 году В. Бренна оставил службу и уехал в Германию, где и прожил до своей кончины.

Нижний голландский сад в Гатчинском парке
Нижний сад
Лестница к Карпину пруду в Гатчинском парке
Лестница к Карпину пруду

Под руководством В. Бренны садовый мастер Джеймс Гекет несколько участков гатчинского дворцового парка оформил в регулярном стиле. Ближайший ко Дворцу участок, Нижний сад, был распланирован по образцу голландских садов с цветочными партерами, обрамленными низко подстриженным кустарником. Сад украшали три мраморные статуи, привезенные из Италии - копия с "Амазонки" Поликлета, "Молодой сатир" и "Марс". Из Нижнего сада каменная лестница ведет в Верхний. На центральной аллее на круглой площадке была установлена статуя Афины итальянской работы XVIII века. Центральная поперечная аллея заканчивается широкой каменной лестницей, спускающейся к Карпину пруду.

Собственный сад в Гатчинском парке
Собственный сад
Балкон Собственного сада в Гатчинском парке
Балкон Собственного сада

Непосредственно к Арсенальному каре и Часовой башне примыкает устроенный на насыпной площадке Собственный сад. Со стороны Карпина пруда возведена высокая подпорная стена, облицованная пудостским известняком и заканчивающаяся балюстрадой. В этом регулярном саду, по традиции, деревья имели кроны правильной геометрической формы, боскеты, увитые зеленью трельяжи. Радиальные аллеи сада сходятся в центре круглой площадки, украшенной фигурой Флоры, работы итальянского мастера Фабио Медико. Вокруг размещены 8 мраморных герм, изображающих молодых и старых вакханок и два бюста римских полководцев. В собственный сад можно было попасть из личных комнат Павла Петровича, располагавшихся на первом этаже. Для этого была устроена терраса с гранитной лестницей, по сторонам которой поставили две фигуры крылатых сфинксов, выполненных из известняка. На площадке перед террасой установили две мраморные вазы и гермы Сатира и Вакханки, на высоком пьедестале была установлена мраморная копия головы богини Геры.

Собственный сад в Гатчинском парке. Сфинкс
Сфинкс в Собственном саду
Собственный сад в Гатчинском парке. Терраса
Терраса в Собственном саду

Со стороны Екатеринвердерского проспекта, отделенный от Голландских садов рвом, был распланирован и посажен Липовый сад. Вдоль дорожек, которые лучами расходятся от площадок, устроенных по концам участка, к центральной прямоугольной площадке, росли липы аллейные (по краям дорожек), шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые (отдельно стоящие на газонах).

В северно-восточной части парка (вдоль Большого проспекта) были спланированы Ботанические сады - Нижний и Верхний, которые расположены на террасах с Круглым и Восьмигранным прудами в центре. Земля, вынутая при устройстве водоемов, была использована на устройство Цветочной горки. Сады делились дорожками на квадраты, обсаженные по периметру первоначально липовой шпалерой, а в конце XIX века замененной рядами дубов.

В 1792 - 1800 годах садовым мастером Джеймсом Гекетом была распланирована северо-западная часть дворцового парка, получившая название Сильвия. В основу планировки была положена традиционная классическая схема - три аллеи, расходящиеся от полукруглой площадки, пересекались тремя поперечными аллеями. Дополнительные дорожки внутри участков, ограниченных аллеями создавали прихотливый ковровый узор, а севернее был устроен лабиринт с расположенным в центре прудом.

Ворота в парк Сильвия в Гатчинском парке
Ворота в парк Сильвия
Павильон Венеры на острове Любви в Гатчинском парке
Павильон Венеры на острове Любви

В тот же период была возведена ограда, отделившая Сильвию от парка Украшением этого участка парка стали ворота из пудостского камня. Мощные пилоны несут массивный фронтон, единственным украшением которого является маска лесного бога Сильвана на замковом камне арки.

Еще один регулярный сад был устроен на берегу Белого озера на территории, отделенной каналом и получившей название острова Любви. На прямых аллеях на небольших площадках стояли декоративные скульптуры. Со стороны озера были устроены две террасы-балкона. Одна из них была сложена из плит известняка и ограждена сплошным массивным парапетом. Другая - из чугунных плит с чугунной же балюстрадой.

Главным украшением острова стал павильон Венеры или Трельяж. При разработке его проекта архитектором Бренной были использованы изображения павильона в парке Шантильи под Парижем, виденного Павлом Петровичем во время путешествия по Европе. Возведенный на свайном основании и омываемый с трех сторон водой, со стенами, отделанными трельяжной сеткой, он производит впечатление легкости и изящества. Это должно было вызывать ассоциации с легендой о рождении богини Венеры из морской пены.

Украшением внутренних поверхностей стали росписи панно с изображением цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами и орнаментальные композиции, написанные в технике гризайль. Большой плафон "Триумф Венеры" написан был в 1797 году художником Я. Меттенлейтером. Близ острова Любви находится Березовый домик, стены которого декорированные березовыми стволами, напоминают поленницу, внутренняя же отделка поражает изяществом и роскошью. Строился он по проекту художника А.Ф. Виолье в 1780-х годах и являлся типичным сооружением для пейзажных парков.

Березовый домик и портал Маска в Гатчинском парке
Березовый домик и портал Маска
Адмиралтейские ворота в Гатчинском парке
Адмиралтейские ворота

В 1794-96 годах перед Березовым домиком по проекту В. Бренны был сооружен портал "Маска", который должен был прикрывать со стороны Дворца поленницу дров (Березовый домик). Портал решен как пропилеи с сильно выступающей средней частью, обрамленной ионическими колоннами и фронтоном. Боковые части прорезаны прямоугольными проемами с парными колоннами по краям. В эти же годы неподалеку так же по проекту В. Бренны стали строиться Березовые ворота. Их отличает своеобразие и монументальность. Высокий арочный проем зажат между пилонами-кордегардиями с полусферическими нишами и балюстрадами наверху. Над аркой возвышается антамблемент, поддерживаемый кронштейнами.

Совершенно по иному были решены Бренной главные парковые ворота Адмиралтейские. Триумфальную арку высотой восемь с половиной метров обрамляют двойные коринфские колонны, поставленные на невысокие пьедесталы. Над колоннами антамблемент и величественный фронтон. Простые и строгие по рисунку кованные железные створы ворот были изготовлены на Ижорском заводе.

Ворота, ведущие из парка в Зверинец - Большие железные или Зверинские - состоят из двух высоких пилонов с шарами наверху и створов из кованых копий.

На Длинном острове по проекту В. Бренны был возведен павильон Орла (Тампль - храм) в виде круглой в плане ротонды, перекрытой полусферическим куполом.

Зверинские ворота в Гатчинском парке
Зверинские ворота
Павильон Орла в Гатчинском парке
Павильон Орла

В придворцовой части парка стоят руины Лесной оранжереи, построенной для теплолюбивых растений, во время торжественных приемов украшавших залы Дворца. Ее строили в 1794-96 годах. Эта хозяйственная постройка имела монументальный и нарядный вид, который ей придавали очень большие арочные окна и высокая красная крыша с переломом над боковыми ризалитами. Для полива растений перед фасадом оранжереи был вырыт овальный пруд.

В эти же годы строилось еще одно хозяйственное здание - Ферма на скотном дворе за парком Сильвия. Средняя часть этой постройки представляет собой кубический объем, разделенный по высоте на две неравные части. Лицевую стену декорируют пилястры по углам и по сторонам двери. Боковые стены прорезаны арочными окнами. Выше карниза над дверью и над боковыми окнами - полуциркульные окна. Фасад завершается фронтоном, над которым возвышается плоский купол с четырьмя небольшими слуховыми окнами. По сторонам средней части тянутся два одноэтажных крыла здания, завершающиеся высокой крышей с переломом.

Зверинские ворота. (Кушелевский альбом)
Зверинские ворота. (Кушелевский альбом)
Лесная оранжерея. (Кушелевский альбом)
Лесная оранжерея. (Кушелевский альбом)

Вблизи Адмиралтейских ворот существовало Адмиралтейство или Голландия - место сборки, ремонта и хранения судов и оснастки гатчинской флотилии. Оно состояло из 16 квадратных рустованных столбов из черницкого камня, между которыми укреплены были своеобразные жалюзи, при неоходимости поднимавшиеся. Перед Адмиралтейством для спуска судов был устроен овальный бассейн или ковш, из которого протока ведет в Белое озеро, а на месте металлического мостика когда-то был подъемный деревянный.

Пруд Ковш
Пруд Ковш
Адмиралтейство (Голландия)
Адмиралтейство (Голландия)

Напротив Адмиралтейских ворот на берегу Белого озера подобный Восьмигранному колодцу другой родник обрамлен четырьмя массивными гранитными плитами слегка заглубленными, от которых поднимаются три ступеньки. Этот родник-колодец называется Иордань.

В дальнем конце Белого озера виднеются устои разрушенного каменного трехарочного моста, который ведет на Захаров остров. С острова можно было выбраться по однопролетному каменному мосту, сейчас тоже разрушенному. Они были спроектированы В. Бренной и построены из черницкой плиты.

На месте глубокого рва между Большой дорогой (Проспектом) и Серебряным озером был вырыт большой пруд по форме напоминающий кувшин и был назван Карпиным прудом или Кувшином. Вынутая земля пошла на подсыпку берегов, которые были обработаны уступами с дорожками на них. Над протокой с водопадом из Карпина пруда в Белое озеро была перекинута широкая арка Карпина моста со сплошным ограждением поверху.

Иордань
Иордань
Терраса-пристань. (Кушелевский альбом)
Терраса-пристань. (Кушелевский альбом)
В 1792 - 95 годах на Длинном острове строилась по проекту В. Бренны Большая терраса. Расположенная на оси Дворца, хоть и на значительном расстоянии от него, с противоположного берега Белого озера она воспринимается как цоколь Дворца.

Фасад террасы разделен на три части и облицован крупными квадрами алмазного руста. По ее краям устроены лестницы, нижние площадки которых служат пристанями. По всему периметру верхней площадки шла мраморная балюстрада, украшенная четырьмя мраморными статуями скульптора И.П. Прокофьева: Живопись, Скульптура, Архитектура и Поэзия, а также 18 вазами из пудостского камня. На верхней площадке лицом ко Дворцу установлены 2 каменные фигуры лежащих львов.

Коннетабль
Коннетабль
В 1793 году был воздвигнут обелиск Коннетабля из черницкого камня. Он имеет высоту 32,8 метров и завершается золоченым шаром. Стоит обелиск в центре площади, огражденной парапетом со специальными отметками и цифрами гигантских солнечных часов, стрелкой которых являлась тень от обелиска. Шесть артиллерийских орудий стояли в амбразурах парапета. Предполагается, что по проекту Бренны одновременно с площадью Коннетабля строился и Адмиралтейский одноарочный мост через протоку между Черным и Белым озерами. У моста со стороны площади выстроены два каменных павильона - караульни-кордегардии. Квадратные в плане, оформленные лишь филенками, да выступающими карнизами, они завершены невысокими каменными куполами с медными шарами.

Надо сказать, что все ворота и другие сооружения из известняка в парке, в том числе терраса и Коннетабль, возводились артелью каменщиков под руководством "каменного дела мастера" Кирьяна Афанасьевича Пластинина. Ему же приписывается авторство двух верстовых столбов. О самом мастере известно лишь. что он крестьянин из деревни Яичницы Архангельской губернии. Его дом в Гатчине стоял на углу Большого проспекта и Загвоздинской улицы по нечетной стороне и был продан за долги после смерти Пластинина в 1798 году.

Между Коннетаблем и Дворцом в 1798 году началось строительство Дворцовых конюшен по проекту В. Бренны. Это прямоугольное в плане, очень протяженное здание увенчано мансардной кровлей с переломом. Его фасад, обработанный горизонтальным рустом, прорезан высокими арочными окнами, помещенными в неглубокие ниши. Центр фасада акцентирован повышенным и значительно выступающим вперед объемом с двумя парами колонн тосканского ордера по сторонам, поддерживающих разорванный антамблемент, и огромной аркой со ступенчатой нишей над полуциркульным окном.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»