Г.Г. Орлов - владелец Гатчины. Строительство Дворца

Неизвестный художник. Портрет князя Г. Г. Орлова. XVIII век
Неизвестный художник.
Портрет князя Г.Г. Орлова. XVIII век
История гатчинской мызы и дворцово-паркового ансамбля начинается с 1765 года, когда Екатерина II подарила это обширное имение Г.Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте, в результате которого она стала императрицей. Летом 1766 года началось строительство дворца, создание пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий. Для этого был приглашен архитектор Антонио Ринальди (1709 - 1794). Он родился в Италии и получил там образование, кроме этого знакомился с архитектурными памятниками Англии. Весной 1752 года приехал в Россию и вначале работал в резиденции гетмана Украины К.Г. Разумовского. Затем Ринальди переехал в Санкт-Петербург, строил ансамбль в Ораниенбауме, Мраморный дворец для Г.Г. Орлова, Исаакиевский собор, Екатерининский собор в Ямбурге (ныне г.Кингисепп), в Царском Селе возвел Чесменскую колонну, Кагульский обелиск, Гатчинские (Орловские) ворота.

Антонио Ринальди
Антонио Ринальди
Проект гатчинского Дворца, разработанный А. Ринальди удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. От главного прямоугольного трехэтажного корпуса отходят полукруглые двухэтажные галереи, которые через арочные переходы соединяются с одноэтажными каре, имевшими служебное назначение и ограничивающие с двух сторон парадный двор. Со стороны парка к углам главного корпуса примыкают пятиугольные в плане башни, по углам каре стоят восьмиугольные башни. В центре первого этажа главного корпуса были сделаны три открытых арочных прохода-галереи, облицованных, как и весь дворец, пудостским камнем. Над этими галереями главный фасад на уровне второго и третьего этажей отодвинут в глубину. Таким образом был устроен большой балкон-терраса с дверьми на него из Белого зала дворца. Колоннада второго этажа полукруглых галерей также была открытой.

К главному входу во дворец ведет пологий пандус, на ограждении , которого установлены статуи "Осторожность" (скульптор Д. Маркиори) и "Справедливость" (скульптор П. Морлейтер). Парковый фасад украшают две статуи тех же мастеров - "Мир" и "Война".

Фасады здания решены плоскостно, что было характерно для раннего классицизма. В декорировке стен применены лишь пилястры дорического и ионического ордера, слегка заглубленные панно над окнами, рельефные наличники. Особую графичность всем деталям придает прекрасный известняк, из которого они выполнены.

Венок Ринальди
Венок Ринальди
О том, как выглядели залы, отделанные А. Ринальди, можно составить некоторое представление по набольшим фрагментам, сохранившимся после того, как В. Бренна основательно поработал над превращением дворца графа Орлова в резиденцию наследника престола. Излюбленными декоративными приемами А. Ринальди в отделке стен внутренних помещений были цветная штукатурка, обои, различные ткани. В парадных залах применялась роспись и декоративная лепка, примером которой является удивительный по красоте и изяществу "венок Ринальди".

Паркет Белого зала Гатчинского дворца
Паркет Белого зала
Перекрытия отличались сильно развитыми падугами и куполами в центре. Над дверями обычно устраивался классический карниз с кронштейнами, наличники розовато-оранжевого искусственного мрамора и полотнища дверей наборного дерева. Излюбленным мотивом в рисунке паркета были завитки стилизованного растительного орнамента в сочетании с кругами, полуовалами, ромбами. Набирался он из дерева различных оттенков - палисандра, розового и красного дерева, груши, березы, ореха.

При графе Г.Г. Орлове начали собираться различные коллекции. Появился кабинет Ротари с частью собрания портретов придворных дам и кавалеров, приобретенного у вдовы художника Ротари. Были комнаты, отделанные "под Китай". В Арсенальном каре хранились английские телескопы, оружие разных стран, картины, статуи, фарфор, книги библиотеки М.В. Ломоносова. Здесь можно было увидеть кости ископаемых животных, чучела заморских птиц, магнит-гигант, деревянную модель однопролетного моста через Неву, изготовленную механиком и изобретателем И. Кулибиным, образцы новых типов ручного огнестрельного оружия. Приобретались не только охотничьи ружья, но и принадлежности для охоты - капканы, рогатины, дорогая сбруя, охотничьи рога.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»