Гатчинский сиротский институт в XIX веке,
его преподаватели и ученики

Гатчина. Здание Сиротского института
Здание Сиротского института
Гатчинский Воспитательный дом был одним из трех подобных заведений в России, были только в Москве и Петербурге. Все реформы в области образования проходили проверку в них.

В 1834 году Воспитательный дом был превращен в восьмиклассную мужскую гимназию для детей-сирот, а с 1837 года он был переименован в Гатчинский сиротский институт, в который принимали только сирот из дворянских семей и готовили домашних учителей. В 1848 году Гатчинский сиротский институт (ГСИ) получил юридическое направление и готовил канцелярских чиновников. Детей принимали с 10-12 лет.

В 1830-40-е годы в ГСИ трудились выдающиеся русские педагоги А.Г. Ободовский, П.С. Гурьев, Е.О. Гугель. С 1833 года они издавали в Санкт-Петербурге "Педагогический журнал". Особый интерес представляли работы Егора Осиповича Гугеля (1804-1841) - ученика Песталоцци, посвященные проблеме первоначального обучения и методике преподавания родного языка. Опытный педагог и воспитатель, он видел величайшую ошобку традиционной педагогики в отделении учения от воспитания, последствия чего он мог наблюдать и в Гатчинском институте. Гугель писал "Учителя и воспитатели действуют ощупью, забывая о главной задаче, великой и ответственной, - воспитывать человека". Журнал просуществовал только один год. Трагически сложилась и судьба издателя. Поиски новых методов, методические эксперименты и статьи Гугеля вызвали страшное недовольство гатчинских учителей-рутинеров, обвинивших ученого педагога в якобинстве, в шарлатанстве и, наконец, усмотревших в его поведении признаки помешательства. Работы Егора Осиповича оказали впоследствии большое влияние на формирование педагогических взглядов Ушинского.

В связи с общей реформой образования в стране в 1865 году ГСИ был реорганизован в гимназию для "осиротевших сыновей бедных офицеров военной и гражданской службы". В состав института входили: школа для малолетних детей, гимназия и учительское отделение, а также женская гимназия для приходящих девочек.

В ноябре 1854 года в ГСИ появился К.Д. Ушинский в качестве учителя русской словесности и юридических предметов. Вскоре он был назначен инспектором классов. Познакомившись с работами Е.О. Гугеля, с его мыслями о воспитании, Ушинский понял, что учить необходимо воспитывая, и воспитание должно быть народным. Наблюдая жизнь в институте, он понял, что причина низкой успеваемости учащихся заключается в невнимании к их начальному обучению, что отрицательное влияние на нравственное воспитание детей имеет праздность. Он пришел к выводу о необходимости трудового воспитания, чередования умственного и физического труда. Главным же для него было решение проблемы преподавания русского языка. Ушинский в этот период участвовал в издании "Журнала для воспитания". В своих статьях он рассматривал необходимость национальной педагогики. В ГСИ Ушинский проработал до 1859 года.

Кроме талантливых педагогов в ГСИ работали и другие примечательные личности. С 1850 по 1863 год преподавал музыку и пение в Сиротском институте Карл Францевич Альбрехт (1807-1863), сам известный музыкант и отец двух музыкантов, известных в Петербурге и Москве. Карл Францевич родился в Германии, до тридцати лет работал скрипачом и дирижером в различных театрах. В 1838 году переселился в Санкт-Петербург, работал дирижером в Александрийском театре и в других оперных оркестрах, писал музыку к балетам. В 1842 году под его управлением состоялась премьера оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила".

Директором ГСИ с 1879 по 1886 год был Николай Карлович Шильдер (1842-1902) - видный российский историк. Он родился в семье известного военного инженера К.И.Шильдера, получил военное образование, в 1877-1878 годах участвовал в русско-турецкой войне. Заняв должность директора ГСИ, Н.К. Шильдер посвятил себя исторической науке. Он собрал большое количество документов, относящихся к политической, военной и дипломатической истории России XVIII и XIX веков. В результате появились фундаментальные труды "Император Павел I", "Император Николай I, его жизнь и царствование" и самый большой труд "Император Александр I, его жизнь и царствование". В них был собран большой фактический материал и иллюстрации. В 1886 году Шильдер был назначен начальником Николаевской инженерной академии. В 1899 году его перевели на должность директора Публичной библиотеки, где он сделал очень много для ее улучшения.

Несмотря на трудную жизнь в казенном заведении, на всем протяжении истории ГСИ появлялись выдающиеся ученики, прославившие впоследствии институт и отечественную науку. Успешно проходивших курс обучения направляли для дальнейшего образования в Военно-медицинскую академию. Академию художеств и Университет.

О многих бывших воспитанниках ГСИ рассказал М.И. Семевский в книге "Знакомые". А.П. Берже (1828-1886) окончил университетский курс по восточной словесности. Больше 20 лет он состоял на службе при наместниках на Кавказе. Был председателем кавказской археографической комиссии, издал солидное исследование о времени русского владычества на Кавказе.

Л.И. Воинов (1853-1905) Гатчинский сиротский институт окончил с отличием, денежной премией и часами, занесен на мраморную доску института. В 1872 году был принят в Медицинско-хирургическую академию. Работал в военных госпиталях, был определен на должность земского врача С.-Петербургского уезда. Делал много операций. Состоял в переписке с Луи Пастором, во время командировки в Париж изучил его антирабический метод. Имел около 15 печатных трудов.

А.А. Бертельс (1843 - ?) учился в Медицинско-хирургической академии, в том числе у Боткина, совершенствовался в Европе. Работал старшим врачом Охтинских пороховых заводов. Известно много фамилий выпускников ГСИ, окончивших Академию художеств, ставших художниками или архитекторами. Например, А.С. Степанов (около 1820 - ? ) после окончания Академии художеств строил в Гатчине, некоторые его постройки сохранились до наших дней. На проспекте 25 Октября стоит дом №45, утративший от первоначального облика сравнительно немного - крыльцо в середине фасада и барельефы в круглых обрамлениях в верхней части здания. В этом доме размещалась частная аптека Гринейзена.

В Санкт-Петербурге был хорошо известен академик архитектуры Ф.С. Харламов (1835-1889). Он учился и воспитывался в ГСИ. После окончания Академии художеств участвовал в строительстве церкви Божьей Матери Умиление на Большом проспекте Васильевского Острова. Известны были и другие его постройки. В Гатчине у него был собственный дом на Бульварной улице.

В 1860-х годах в институте учились будущие участники народнического движения. А.И. Сердюков (1850-1878) в 1871 году организовал первый рабочий кружок в России для пропаганды среди рабочих. В этом движении участвовали И.И. Добровольский (1849-1933), П.И. Добровольский (1853-1876), П.Н. Буриот, В.Н. Буриот, Е.Е. Суратов (1852-1878), Н.Н. Агапитов (1850- ? ). Они заботились о своих младших товарищах, еще учившихся в институте, снабжали литературой, помогали в дальнейшей жизни.

Талантливый русский шахматист Михаил Иванович Чигорин (1850 -1908) родился в Гатчине в семье мастера Охтинского порохового завода. В девять лет, когда умерли его родители, он попал в ГСИ и проучился там 8 лет. В шестнадцать лет, благодаря А.А. Шуману, учителю немецкого языка, Чигорин научился игре в шахматы. После выхода из института он несколько лет занимался самообразованием и шахматной теорией. В 1875 году он успешно провел турнир-гандикап и стал игроком первой категории. Еще через пять лет был признан сильнейшим шахматистом России. В эти годы Чигорин издает на собственные средства журнал "Шахматный листок", а позже "Шахматный вестник". В 1881 году он впервые играл за границей в Берлине, где поделил 3 и 4 места. Успешно играл в европейских турнирах. В 1889 и 1892 годах он проиграл два матча чемпиону мира В.Стейницу, а в 1891 году выиграл у него две партии по телеграфу. Стейниц назвал Чигорина гением практической игры.

Не менее громкое имя крупнейшего пейзажиста Федора Александровича Васильева (1850-1873) связано с Гатчиной и ГСИ. Он родился в семье бывшего воспитанника ГСИ, оставшегося работать здесь помощником учителя. В год рождения Федора Васильевы перебрались в Петербург. После ранней смерти отца Федору пришлось заботиться о семье. В тринадцать лет он начал заниматься в Рисовальной школе, затем в мастерской И.И. Шишкина. Уже с 1867 года он работал как самостоятельный художник. В 1869 году он создал подлинный шедевр "После дождя", в котором чувствуется развитие лирической саврасовской линии. Еще через два года появляется картина "Оттепель" - свидетельство художественной зрелости Васильева. В следующем году он создал полотно "Мокрый луг", в котором были синтезированы представления художника о русской природе. Последний шедевр Васильева, картина "В Крымских горах", был написан в 1873 году.

С Гатчинским сиротским институтом связано имя выдающегося русского электротехника М.О. Доливо-Добровольского, (1862-1919). Он родился в семье директора Сиротского института и прожил в Гатчине до 1873 года. Затем учился в Рижском политехническом институте, и в Германии, в Дармштадте, в Высшем техническом училище, в котором остался в должности ассистента. С 1887 года занимал должность главного электрика берлинской фирмы АЭГ и начал инженерную деятельность. Он решил проблему техники трехфазного тока, построил генератор для переменного трехфазного тока, трансформатор переменного трехфазного тока и трехфазный асинхронный электродвигатель. В 1891 году Доливо-Добровольский продемонстрировал первую в мире действующую электролинию, основанную на технике переменного трехфазного тока. Через несколько лет он создал электрические двигатели, которые могли приводить в действие мощные прокатные станы и другие механизмы. Несмотря на то, что Михаил Осипович работал в Германии, он оставался подданным России. При основании Петербургского политехнического института он участвовал в разработке учебного плана института.

Кроме Гатчинского сиротского института и женской гимназии, открывшейся в 1861 году в собственном здании на Большом проспекте, существовавшей еще с 1812 года как городской пансион при Сиротском институте, в Гатчине появилось еще несколько учебных заведений. По распоряжению департамента народного просвещения в Малых Колпанах открылась лютеранская учительская семинария, которая стала готовить учителей начальной школы и органистов для всей Ингерманландии. Занятия проводились на финском и русском языках. В 1879 году была открыта публичная финская библиотека.

15 октября 1871 года открылась земская учительская семинария с начальным училищем при ней. Вначале в ней училось 75 мальчиков, курс длился три года. Семинария размещалась в частном доме на Большом проспекте, в 1914 году было выстроено собственное здание по проекту архитектора Л.М. Харламова.

При Павловском соборе с 1891 года существовала церковно-приходская школа, с 1898 года она стала воскресной. Здание для нее было построено вблизи собора в 1901 году по проекту Л.М. Харламова.

На Мариинской улице в доме № 27 (ныне ул.Киргетова, упомянутое здание не сохранилось) с 1895 года работало женское училище "с профессиональными занятиями", с 1910 года оно готовило учительниц рукоделия.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»