Проведение Варшавской и Балтийской железных дорог

С проведением Варшавской ветки железной дороги Гатчина стала превращаться в дачный пригород Санкт-Петербурга. Движение до Гатчины было открыто 1 ноября 1853 года. В 1858 году был готов проект постоянной станции и пассажирского вокзала, типовой проект которого разработал архитектор П.О. Сальманович. Это было здание в виде вытянутого павильона с арочными окнами и дверями. Была предусмотрена императорская половина, отделенная от кассового зала и вестибюлей 1, 2 и 3 классов сквозным проходом. В 1888 году был разработан проект металлического навеса над пассажирской платформой (дебаркадером), автором его был инженер Феликс Ясинский. В 1895 году была построена электрическая станция для освещения всей железнодорожной станции.

Гатчина. Варшавский вокзал
Варшавский вокзал в Гатчине
Гатчина. Балтийский вокзал
Балтийский вокзал в Гатчине

Движение по Балтийской линии до Гатчины было открыто 12 декабря 1872 года. В следующем году был построен деревянный, пассажирский вокзал по проекту П.С. Купинского. Но это здание оказалось тесным для все увеличивавшегося потока пассажиров, особенно летом. К тому же, 21 августа 1885 года государь император повелеть соизволил: "Сообразить о перенесении всей станции на столько в одну или другую сторону от настоящего ея положения, чтобы она не закрывала собою вида из дворца". Здание было перенесено влево, к кирасирским казармам, и 19 декабря 1889 года состоялось его открытие, а летом 1890 года было закончено строительство Царского павильона.

Гатчина. Царский павильон на Балтийском вокзале
Царский павильон на Балтийском вокзале в Гатчине
Первое здание отличалось сложным пространственно-композиционным решением. Несколько разновеликих объемов с двускатными и четырехскатными кровлями, украшенными резными подзорами, полотенцами и гребешками причудливо соединялись переходами. К этому добавлялись балконы и навесы над крыльцами с ажурными балясинами и резными столбами. Стены были сложены из бревен.

Второе здание Балтийского вокзала имело более строгий облик. На фоне гладких стен выделялись лишь резные столбы, поддерживавшие навесы над крыльцами, ажурные кронштейны под карнизами крыши, да кружевной металлический гребешок по самому верху кровли. Царский павильон был украшен высокой шатровой башней с перехватом посередине. Над входом был устроен металлический навес на тонких фигурных столбиках.

В 1872 году был готов проект строений Гатчины-товарной. В их число, кроме депо из двух корпусов, соединенных двухэтажной перемычкой, входили каменные здания товарной платформы, паровозный сарай, водоподъемное здание, котельная, нефтекачка, мастерские, жилые помещения при паровозном здании.

В 1879 году жители Мариенбурга обратились с ходатайством об устройстве за их счет пассажирской платформы вблизи поселка. Проект платформы и пассажирского здания разработал П.С. Купинский.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»