Работы архитектора Р.И. Кузьмина
в гатчинском Дворце и в Гатчине

Гатчина. Павловский собор
Павловский собор
В последние годы своей жизни архитектор А.М. Байков был занят разработкой проекта нового административного центра города, который по воле императора Николая I должен был располагаться на месте деревни Малая Гатчина, перенесенной восточнее за линию строившейся там Варшавской железной дороги. Здания присутственных мест, полиции и тюрьмы предполагалось разместить вокруг собора. Из всего этого комплекса было осуществлено лишь строительство собора по проекту архитектора Р.И. Кузьмина, основной работой которого в Гатчине была "перестройка и возобновление всего гатчинского дворца".

Роман Иванович Кузьмин (1810-1867) окончил Академию художеств в 1833 году с большой золотой медалью, совершенствовался за границей, был удостоен звания академика архитектуры, признан профессором архитектуры. В течение четырех лет он заменял в Академии художеств профессора К. Тона, уезжавшего в Москву на строительство храма Христа-Спасителя. С 1841 года исполнял должность главного архитектора министерства Императорского двора. Построек Кузьмина в Петербурге сохранилось немного - несколько жилых домов. Зато в Париже до сих пор существует и действует православная церковь во имя святого Александра Невского, возведенная по его проекту.

К работам в гатчинском дворце Р.И. Кузьмин приступил в 1845 году. В центральном корпусе были произведены реставрационные работы, перестроили парадную лестницу и к башням добавили по одному ярусу. Перед дворцом была переделана бастионная стена. Основная работа велась в каре. Были устроены подвальные этажи, невысокие антресольные и третьи этажи в Кухонном и Арсенальном каре, а также переделана церковь.




В Арсенальном каре были устроены апартаменты для императорской семьи и приближенных. Они шли по внешнему периметру здания. Для архитектуры того времени была характерна эклектика, т.е. при строительстве зданий и оформлении интерьеров применялись элементы разных архитектурных стилей. Жилые комнаты Кузьмин оформил в стиле второго рококо. Сводчатые перекрытия покрыла лепка в виде растительных побегов. Стены были затянуты нарядными тканями, чередовавшимися со светлыми дубовыми панелями. Полы покрывались пестрыми коврами. Мягкая мебель орехового дерева была изготовлена в мастерской А. Тура. Парадный вестибюль и мраморная лестница были решены в формах Ренессанса, театр имел классицистическую отделку.

Для оформления двух очень протяженных коридоров был применен стиль ложной готики. Это Китайская и Готическая галереи. Их стены и своды были украшены веерами расходящихся пучками тонких колонн, в заостренных арках окон были вставлены цветные стекла, стены отделаны были дубовыми панелями. В Китайской галерее вдоль стен в несколько рядов стояли изделия китайского и японского фарфора, лака, камня. К тому же на стенах были развешаны портреты членов царствующей династии. В Готической галерее восточные фарфоровые вазы стояли на полочках по сторонам портретов государственных деятелей и вельмож XVIII века. Мебель по восточным образцам была сделана в мастерской А. Тура.

В 1851 году на площади перед Дворцом был установлен памятник императору Павлу I работа скульптора И. Витали. Пьедестал для него спроектировал Р.И. Кузьмин.

Гатчина. Памятник императору Павлу I
Памятник императору Павлу I
Гатчинский собор, согласно указанию императора Николая I, должен был быть меньше Царскосельского (Екатерининский собор, архитектор К.Тон), но больше Петергофского (Петропавловская церковь). Закладка состоялась 17 октября 1846 года, а летом 1852 года - освящение уже законченного. 29 июня был освящен главный престол во имя святого апостола Павла, левый придел - во имя Марии Магдалины, правый придел - во имя святых Константина и Елены. Собор представляет собой типичный образец православных псевдорусских церквей. Собор пятиглавый, но массивные барабаны поставлены так близко друг к другу, что кажутся продолжением сильно расчлененного по вертикали основного объема. Приплюснутые ребристые луковицы живописно завершают компактное здание собора. Над внутренним и внешним оформлением работали академики живописи и отличные мастера-лепщики и резчики. Иконы и росписи стен выполняли П.М. Шамшин, Ф.А. Бруни, А.Ф. Перниц, М.И. Скотти, А.А. Зеленский, В.А. Серебряков, Ф.С. Завьялов. Копию с иконы Филермской Божьей Матери, находившейся в церкви Зимнего дворца выполнил художник Бовин. Иконостасы в два яруса из греческого кипариса вырезал мастер Скворцов. Горельефы на фасадах и капители были исполнены скульптором-модельщиком И. Дылевым. Кресты собора были изготовлены на Петербургском гальванопластическом заводе. Девять колоколов отливали на Валдае на заводе купца Стуколкина. Самый большой колокол весил 296 пудов.

Кроме собора для Гатчины Кузьмин спроектировал две часовни. Одна из них входила в комплекс Павловского собора, а вторая стояла на Большом проспекте в сквере перед Госпиталем (сейчас на этом месте стоит памятник Ленину) и должна была напоминать о чудесном избавлении от опасности великого князя Александра Николаевича. Она была освящена во имя Иосифа, Георгия и Зосимы.

За работы по перестройке во Дворце и проект Павловского собора император подарил Кузьмину участок пустопорожней земли размером 1 десятина 371 сажень напротив Варшавского вокзала будущей железнодорожной станции. Кузьмин сам спроектировал дом и окружающий сад. О том, как выглядела дача, мы можем судить по проектному чертежу. Это была постройка в модном тогда "русском стиле" со сложной асимметричной объемно-пространственной композицией. Двухэтажный деревянный дом имел несколько ризалитов, веранду с выходом в сад. Основным архитектурно-декоративным элементом оформления фасадов являлись резные наличники оконных и дверных проемов, при этом в нижнем этаже все проемы сделаны с треугольным завершением. Нарядные подвесные подзоры украшали все карнизы, были сделаны резные полосы на ризалитах и веранде. Обширный сад имел свободную планировку.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»