Художественная и музыкальная жизнь павловской Гатчины

Культурная жизнь павловской Гатчины определялась интересами великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Любимым развлечением были театральные представления, так как оба они чрезвычайно любили театр. По воспоминаниям князя И.М. Долгорукого, в Гатчинском дворце имелся небольшой, но очень хороший театр, хотя сцена была не глубокая и первый ряд кресел подходил почти к самой рампе. Представления бывали почти ежедневно, притом немецкой придворной труппы, так как более любимые французская и русская труппы, а также оперные: итальянская, комическая и балет, - они бывали постоянно занятыми в Эрмитажном или в Большом театре. Немецкие представления на Гатчинском театре считались, однако, скучными по сравнению с любительскими спектаклями, бывшими в то время модною забавою во многих столичных частных домах и сделавшихся любимым развлечением Павла Петровича и Гатчинского придворного общества... Игрались преимущественно легкие французские комедии с пением и иногда с балетом. Деятельное участие в устройстве этих спектаклей принимала также и Мария Федоровна... На спектакли съезжались обыкновенно много приближенных из города и приглашений добивались очень усердно, благодаря интересу, возбужденному в обществе "Гатчинскими затеями" и всею вообще обстановкою великокняжеского Двора..."

В 1787 году Франц-Герман Лафермьер, в прошлом страсбургский профессор, преподаватель французской литературы великому князю Павлу Петровичу, душа Гатчинского общества, написал либретто оперы из истории Дон Карлоса. Великолепную музыку сочинил Д.С. Бортнянский. Представление оперы присрочено было к сентябрю для празднования дня рождения великого князя. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 - 1825) несколько лет исполнял обязанности капельмейстера и клавесиниста при "малом дворе", писал инструментальную музыку, а также давал уроки Марии Федоровне. В тот период он написал и другие прекрасные оперы - "Празднество сеньора", "Сокол" и "Сын-соперник".

После восшествия на престол Павла I в Гатчинском дворце давались представления русской, французской и итальянской труппами и иногда балет. В театр как и раньше допускалось много из проживавших в Гатчине и имевших какое-либо отношение ко Двору лиц, так что число зрителей достигало 300 - 400 человек. Для этих постановок писали музыку работавшие при дворе Екатерины II композиторы Галуппи, Сарти, Паизиелло, Чимароза.

В павловской Гатчине многие года прожил придворный живописец "малого двора" Яков Меттенлейтер (1750 - 1825). Им были написаны плафоны, портреты, пейзажи, сцены военной и крестьянской жизни. Во дворце можно видеть его картина, изображающие парк и гулящих в нем кавалеров и дам, уголки Орловой рощи с животными, содержавшимися для царской охоты. На одной из картин, написанных с Сигнальной башни дворца запечатлен не только парк и но и придворные, прогуливающиеся по Белому озеру на яхте и гондоле, а также беседующие на полянке. На этой картине можно увидеть и небольшие строения Гатчинской мызы вдалеке за парком.

В 1790-е годы известный русский пейзажист С.Ф. Щедрин (1745-1804) нарисовал акварели и создал большие панно с прекрасными видами гатчинского парка.

В те же годы художник Гавриил Сергеевич Сергеев (р.1779) в своих акварелях запечатлел не только виды парка, но и людей того времени, прогуливающихся, беседующих, музицирующих, наблюдающих за действиями кораблей, во время маневров на Белом озере.

Вероятно ненадолго в 1797 году во дворец приезжал скульптор Федот Иванович Шубин (1740 - 1806), чтобы сделать зарисовки для работы над скульптурным портретом императора Павла I, который и был блестяще исполнен.

Некоторое время жил и работал во дворце известный русский медальер (главный медальер монетного двора), резчик по камню, академик К.А. Леберехт (1755 - 1827). Кроме декоративных работ для дворца он обучал Марию Федоровну резьбе по камню.

Т.Ф. Родионова


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»