Электрификация Гатчины
1900-1910 гг.

13 января 1900 г. решением Совета Петербургского электротехнического института имени Императора Александра III электротехник МИД полковник Смирнов А.И. был избран Почетным инженером-электриком. Этих же почестей были удостоены великий русский изобретатель создатель лампы накаливания Александр Николаевич Лодыгин, изобретатель радио Александр Степанович Попов и творцы "электрогефеста" - электрической сварки - Николай Николаевич Бенардос и Николай Гаврилович Славянов (посмертно).

10 июля 1900 г. А.И. Смирнов, согласно существовавшего Положения, был Утвержден в этом звании Министром внутренних дел.

14 мая 1900 г. Смирнов А.И. был командирован Министерством финансов в Париж для работы в Международном жюри Всемирной выставки в части электротехники и фотографии. Русский отдел выставки возглавлял профессор Коновалов. Разрешение на командировку Смирнов А.И. получил у Министра императорского двора графа В.Б. Фредерикса, сменившего в 1897 г. графа И.И. Воронцова-Дашкова. Его, отработавшего на своем посту 16 лет, Николай II отправил в отставку по настоятельным просьбам жены Александры Федоровны. Граф, по ее мнению, обращался к царю "недопустимо фамильярным тоном". В том же 1897 г. добилась она у царя и смещения с поста начальника дворцовой охраны генерала П.А. Черевина. Он не нравился ей за привычку говорить, не стесняясь в выражениях, и прикладываться к бутылке.

Находился Александр Иванович Смирнов в командировке по 27 июня 1900 г. включительно. А 9 мая 1900 г., незадолго до отбытия в Париж, на имя графа В.Б. Фредерикса им был подан рапорт следующего содержания:
"Доношу Вашему Высокопревосходительству, что с соизволения Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны, сообщенному мне генерал-адъютантом Князем Барятинским, разрешено электротехнику Ипполиту Романову устроить вблизи электромашинного здания в г. Гатчине им разработанную электрическую железную дорогу и пользоваться электрическим током от Дворцовой электростанции при предоставлении названного устройства Его Императорскому Высочеству, Великому Князю, наследнику Михаилу Александровичу.

Ввиду моего отъезда в заграничную командировку наблюдение за производящимися работами возложено мною на помощника моего инженер-механика Шведа.

Полковник А. Смирнов"
На следующий день в Гатчинское дворцовое управление было препровождено соответствующее указание и спустя несколько дней начались монтажные работы.

Ещё в 1897г. на выставке в здании сельскохозяйственного музея в Петербурге Русское Императорское техническое общество продемонстрировало действующую модель подвесной монорельсовой электрической железной дороги размером в 75 см с одним движущимся вагончиком. Автором модели был инженер Ипполит Владимирович Романов. Выставка имела огромный успех, изобретатель приступил к разработке проекта опытного образца дороги. К весне 1900 г. проектирование было закончено и Романов, по совету А.И. Смирнова, подал на имя Августейшей хозяйки г. Гатчины вдовствующей императрицы Марии Федоровны прошение о дозволении построить в Гатчине для демонстрации опытного участка дороги вблизи дворцовой электростанции.

Подвесная монорельсовая электрическая железная дорога
Подвесная монорельсовая электрическая железная дорога
Что представляла собой электрическая монорельсовая подвесная дорога И.В. Романова? Это ряд металлических опор, в зависимости от условий пути имеющих форму буквы "Г", "П" или "Т". Высота опор зависит от условий и рельефа местности. Опоры на вершине заканчиваются кронштейнами, на которые уложена путевая балка со стальным рельсом.

Вагон, находящийся внизу балки, с помощью особой системы соединен с двумя ходовыми тележками, расположенными по концам вагона. Подвешенный таким образом вагон имел на рельсе надежную опору. Конструкция не допускала качания вагона из стороны в сторону, а сход тележкек с рельса был абсолютно невозможен. По утверждению И.В. Романова, скорость на линиях дорог его системы без всякого риска для пассажиров могла быть доведена до 200 км в час.

29 июня 1900г. начались пробные испытания в Гатчине опытного участка дороги И.В. Романова протяженностью около 200м. Линия была смонтирована на участке между Балтийским вокзалом и Дворцом, проходила по прямой, но на обоих концах имела поворотные кольца.

Опоры на прямом участке линии имели форму буквы "Т" и служили одновременно для укладки путей двух направлений - прямого и обратного. На поворотных кольцах были установлены опоры в форме буквы "Г" для одной линии (так же, как и на разъездах). Опоры стояли на лежнях, максимальный уклон трассы в пути составлял 0,018 с наименьшим радиусом закругления 9,5 м. Учитывая демонстрационный характер дороги скорость движения вагончика была сокращена до 15 км. в час. Был применен особо легкий вагон открытого типа весом в 100 пудов, с грузом 200 пудов. Органы управления были выведены параллельно на переднюю и заднюю площадки вагона, как это сделано на некоторых типах современных трамвайных вагонов. На тележках были установлены тяговые электродвигатели мощностью по 6,0 кВт на напряжение 100 В постоянного тока. Питание электродвигателей осуществлялось по контактному проводу, проложенному на изоляторах по путевой балке. Обратным токопроводом служила сама металлическая балка. Система привода электродвигателей предусматривала рекуперацию, т.е. возвращение в сеть электроэнергии при движении вагона под уклон. Всё управление электродвигателями было сосредоточено в одной съемной рукоятке. Остановочные площадки дороги были оборудованы узким помостом - эстакадой. Во время испытаний и демонстрации дороги вагон двигался плавно, без рывков и толчков, хорошо преодолевая уклоны и подъемы.

Работники Дворцовой электростанции. Фото 1905-1907 г.
Работники Дворцовой электростанции. Фото 1905-1907

Монтаж электрооборудования подвесной дороги и прокладку питающей линии электроснабжения от дворцовой электростанции выполнял персонал дворцовой электростанции под руководством заведующего Миронкова И.Г. и под надзором инженера-механика МИД Л. Шведа.

Опыт в Гатчине удался как нельзя лучше. Постройка опытного участка и его эксплуатация показали все многочисленные достоинства и преимущества дороги конструкции И.В. Романова перед всеми другими конструкциями. Вдохновленный результатами демонстрации И.В. Романов, по материалам журнала «Природа и люди», "хлопочет о разрешении построить окружную железную дорогу для Петербурга, которая пройдет по окраинам столицы. По предполагаемой дороге рассчитывают пускать 2000 вагонов в день, с нагрузкой каждого 600 пудов.

Однако получить необходимые средства для осуществления своего замечательного проекта талантливый конструктор так и не смог. Дорога построена не была, И.В. Романов вернулся к прежнему своему занятию - конструированию электрических экипажей, которым он увлекался еще с конца 1880-х годов.

В период царствования Александра III Гатчинский императорский дворец был тем, чем он должен был быть тогда - местом трудов и отдыха самого знатного человека Российского государства. И хотя после смерти Александра III ставший императором Николай II избрал местом представительства царской четы Зимний дворец, вдовствующая императрица Мария Федоровна и остальные дети Александра III не оставили Гатчину. Здесь подолгу жила Мария Федоровна, привозили своих детей Ксения Александровна и Александр Михайлович. Бывали здесь вместе с детьми и Николай Александрович с Александрой Федоровной. А у младших детей, Михаила и Ольги, в дальнейшем все важнейшие события личной жизни были связаны с Гатчиной.

Дом П.М. Ковалевского в Гатчине
Дом П.М. Ковалевского
В период правления Николая II выполненный инженером И. Романовым рядом с Гатчинским дворцом опытный участок подвесной электрической дороги был демонтирован. В 1895 г. для освещения железнодорожной станции Варшавского вокзала была построена электрическая станция. От нее были запитаны фонари со свечами Яблочкова под металлическим навесом пассажирской платформы станции и электрическое освещение помещений вокзала. В последующем от этой электростанции дуговыми фонарями на металлических опорах было запитано Освещение части улицы Люцевской в районе лечебницы для хронически больных детей. Больница размещалась в доме, пожертвованном литератором П.М. Ковалевским. Этот дом, ныне отреставрированный, стоит на повороте улицы Чкалова к Варшавскому вокзалу. От дворцовой электростанции, кроме части проспекта Павла I и улицы Люцевской, до 1917 г. были освещены электричеством также улицы Соборная и Багговутовская, Екатеринвердовский (ныне Красноармейский) проспект напротив Дворца, а также казармы Кирасирского полка, госпиталь и Сиротский институт.

Фонарь конца XIX - начала XX вв. Экспонат Музея Гатчинской Электросети
Фонарь конца XIX - начала XX вв.
Начиная с 1904 г. электрическое освещение улиц Гатчины повсеместно стало выполняться с использованием металлических фонарных столбов, изготавливаемых чугунолитейной мастерской Гатчинского медно-сталелитейного завода Товарищества А.С. Лаврова. Были заменены на металлические и деревянные столбы по пр. Павла I и ул. Люцевской, первоначально установленные Н.А. Демчинским в 1893 г. Металлические фонарные столбы завода Товарищества Лаврова устанавливались в то время и на улицах С. Петербурга.

Первое десятилетие XX века для электротехника Министерства Императорского двора А.И. Смирнова было не таким насыщенным, как другие. "Первые десять лет XX века и, к сожалению, последние десять лет жизни А.И. Смирнова .... Но всё по порядку, согласно течения времени...

В конце 1899 - начале 1900 г. в Петербурге состоялся Первый Всероссийский электротехнический съезд. Председателем съезда стал бывший в то время председателем РТО профессор Военно-инженерной академии и Технологического института Николай Павлович Петров. На должность товарища председателя съезда был избран председатель VI отдела, редактор журнала «Электричество», электротехник МИД полковник А.И. Смирнов, его заместителем - один из активнейших членов VI отдела Н.В. Попов, секретарем - профессор Н.Н. Георгиевский, казначеем съезда - П.К. Войвод.

Съезд собрал свыше полутысячи человек, интересующихся электротехникой, в их числе были лица самых разнообразных профессий и с самым различным образованием. Объединяли их либо общая работа в области электротехники, либо общий интерес к развитию электротехники России. Членом съезда был и уроженец Гатчины Михаил Осипович Доливо-Добровольский, сделавший на съезде доклад о развитии техники трехфазного тока.

Доливо-Добровольский родился в 1862 г. в семье директора Гатчинского Сиротского института и прожил в Гатчине до 1873 г. Учился в Рижском политехническом институте, но был исключен за участие в политических выступлениях студентов. В 1884 г. окончил Высшее техническое училище в Дармштадте в Германии и поступил на работу конструктором на заводы электротехнической компании Т.А. Эдисона (затем фирма АЕС, с 1909 г. Доливо-Добровольский - директор этой фирмы). Внедрение системы трехфазного тока, изобретенной М.О. Доливо-Добровольским в 1888 г., имело особое значение для развития электроэнергетики. В 1889 г. им были впервые сконструированы трехфазный трансформатор и трехфазный асинхронный двигатель, ставший впоследствии самым распространенным в силу своей простоты, надежности и экономичности. На Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне в 1891 г. Доливо-Добровольский демонстрировал первую в мире трехфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км. Разработанная им система генерирования, преобразования, передачи и распределения энергии трехфазного тока сразу же привлекла внимание специалистов во всем мире.

Гатчина. Ул. Соборная
Гатчина. Ул. Соборная
В связи с упразднением должности электротехника при Министерстве Императорского двора Приказом по Кабинету ЕИВ от 19.12.1902 г. полковник А.И. Смирнов был назначен состоящим по Кабинету с возложением на него исполнения обязанностей Постоянного Члена Совещательного Технического Комитета при Инспекторе по Строительной части при Кабинете.

6 апреля 1903 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству за отличие по служое А.И. Смирнов был произведен в генерал-майоры.

Являясь с 1887 г. электротехником при Министерстве Императорского двора, с 1892 г. ответственным редактором журнала «Электричество» - одного из первых специализированных электротехнических журналов в мире, А.И. Смирнове 14 мая по 27 июня 1900 г. принимал участие в работе Международного жюри Всемирной выставки в Париже. Там он познакомился с виднейшими электротехниками и представителями электротехнической промышленности Франции. После проведения Первого Всероссийского электротехнического съезда авторитет А.И. Смирнова среди электротехнической общественности Франции был очень высок, после работы в Международном жюри возрос еще более. И, как следствие этого, в подтверждение заслуг А.И. Смирнова в области электротехники, в 1903 г. он был награжден Орденом Почетного Легиона офицерского креста Франции. 30 июля 1903 г. А.И. Смирнову было Высочайше разрешено принять и носить французские знаки отличия, т.е. сам Орден Почетного Легиона офицерского креста и Знак, присвоенный званию Officier de L'Instruction Publigue.

Избранный в конце XIX века председателем Электротехнического (VI) отдела Императорского РТО, А.И. Смирнов исполнял эту обязанность до 10.03.1906 г., т.е. до избрания на эту должность профессора М.А. Шателена. Под непосредственным руководством А.И. Смирнова были подготовлены и при его участии проведены, кроме Первого, также Второй, Третий. Четвертый и Пятый Всероссийские электротехнические съезды.

18 апреля 1910 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству А.И. Смирнов был произведен в генерал-лейтенанты, а 22 ноября 1910 г. скончался, состоя на службе.

Послужной список состоящегопо Кабинету Его Императорского Величества Генерал - Лейтенанта по Адмиралтейству Смирнова А.И. заканчивается следующими словами: "В службе сего Генерала не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги к оному знаку".

Александр Иванов
Главная страница  •  1  •  2  •  3  •  4  •  5  •  6  •  7
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»