Электрификация Гатчины
1881-1883 гг.

1 марта 1881 г. в Петербурге на набережной Екатерининского канала, по пути в Зимний дворец, Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народником - террористом Игнатием Гриневицким. После смерти Александра II Гатчина опять становится официальной резиденцией главы государства Российского - императора Александра III. И является таковой на протяжении всех 13 лет его царствования.

В свою новую резиденцию Александр III вместе с семьей переезжает 27 марта 1881 г. Не для кого не было секретом, что главной причиной переезда в Гатчину стало стремление императора обезопасить свою семью. События начала марта навсегда останутся в его памяти. Тем более, что листовки, распространявшиеся повсеместно на улицах и заводах Петербурга, свидетельствовали о вероятности дальнейших покушений. Уступая настоятельным просьбам обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева и нового министра внутренних дел генерала Николая Игнатьева Александр III согласился соблюдать предложенные ими чрезвычайные меры предосторожности.

Император и его семья разместились в комнатах антресольного этажа Арсенального каре Гатчинского Дворца. Сразу же после переезда были предприняты строжайшие меры по охране царской резиденции. В первые полтора месяца пребывания Александра III в Гатчине ежедневно в дворцовый наряд заступало около 170 человек. Караул несли лейб-гвардии Кирасирский полк, занявший 11 внутренних и 19 наружных постов, и полуэскадрон. Был дополнительно в помощь кирасирам переведен в Гатчину Терский эскадрон Собственного Его Величества Конвоя, а из Варшавы вызван Кубанский дивизион. Эти отряды сменяли кирасир через день на постах внешней охраны и выставляли посты внутреннего караула. Была также сформирована особая охранная команда от гвардейских полков - Сводно-гвардейская рота. Для входа во дворец были заведены пропуска нового образца - с фотографиями.

Жизнь Александра III и его семьи, а следовательно и спокойствие империи, тщательно охранялись не только на территории Гатчины. 8 мая 1881 г. лейтенанту флота Смирнову А.И., назначенному в апреле командиром миноноски «Бекас», было объявлено "монаршее спасибо за успешную работу" - за нахождение в Екатерининском канале близ Каменного моста "заложенную злоумышленниками динамитную мину". И тогда же ему приказом Управляющего Морским Министерством было поручено устроить электрическое освещение Петергофского рейда, а затем и заведовать им вплоть до октября 1883 г.

Предпринятые меры позволили отстранившемуся от столичной суеты императору испытывать удовольствие, уединившись с семьей в ставшим для него родным и удобным Гатчинском дворце. Идея осветить Гатчинский дворец электричеством возникла, очевидно, сразу же после переезда Александра III в Гатчину. В своем письме доктору Н.А. Белоголовому М.Е. Салтыков-Щедрин, частый гость в Гатчине, еще 2 августа 1881 г. сообщал, что "Гатчину всю предполагается осветить электрическим освещением. Это должно сократить расходы на полицию".

В 80-х годах XIX столетия строительство электрических станций и применение электрической энергии постоянного тока для освещения и питания двигателей быстро и повсеместно расширялось. В октябре 1880 г. президент Французской республики Ж. Греви подписал декрет о проведении в 1881 г. Первой международной электротехнической выставки и 1-го Конгресса электриков. Они состоялись в Париже в период с 1 августа по 15 ноября 1881 г. Официальное приглашение в числе других стран получила и Россия. Трудно переоценить роль, которую сыграл этот конгресс и выставка для развития электротехники. Практически со времени Первого электротехнического конгресса и Первой электротехнической выставки в Париже началась современная электротехника.

В.Н. Чиколев
В.Н. Чиколев
При закрытии Парижской выставки и Конгресса электротехников 15 ноября 1881 г. академик Дюма произнес вещие слова: "Начинается век электричества." Для Гатчины эти слова стали воистину пророческими - именно в ноябре 1881 г. началась история электрификации Гатчины. Россия принимала на выставке и конгрессе активное участие. Организация представительства России на выставке была поручена VI отделу РТО, которое устроило на выставке особое «Русское отделение». Участвовало в "Русском отделении" 26 русских частных экспонентов и 4 ведомства в том числе морское и военное. Русской науке было чем гордиться, было что показать миру. П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин и В.Н. Чиколев создали электрическое освещение. Воистину верны слова, сказанные гениальным изобретателем Томасом Эдисоном: "Очень легко делать удивительные открытия, гораздо труднее усовершенствовать их в такой степени, чтобы они получили практическую ценность". Трудами русских изобретателей и ученых электротехника вышла из стен лабораторий на широкую дорогу.

На Парижской выставке 1881 г. одним из главных экспонентов «Русского отделения» был Петербургский завод Товарищества «Яблочков - изобретатель и Ко». Все работы П.Н. Яблочкова вообще демонстрировались на выставке «вне конкурса», поскольку, как объявило Международное жюри, заслуживали более высоких наград, чем были установлены. Современники П.Н. Яблочкова просто ахнули от восторга перед гениальной простотой сделанной им электрической лампы, сразу же получившей название «свеча Яблочкова». Никаких рычагов, колес, часовых механизмов. Просто между двух углей, стоящих рядом, проложено непроводящее вещество, сгорающее с той же скоростью, что и угли. К примеру, каолин. Дуга горит, вещество плавится, обнажая сдвоенную угольную палочку точно так, как стеарин обнажает, оплывая, фитиль свечи. Воистину, все гениальное просто.

Правительственным комиссаром «Русского отделения» был видный русский электротехник профессор Д.А. Лачинов, его заместителем - уже упоминавшийся нами выпускник Минного офицерского класса лейтенант флота Е.П. Тверитинов, получивший к тому времени широкую известность как изобретатель и разработчик нового типа электрических аккумуляторов. Начиная с 1881 г. он ежегодно на зимнее время прикомандировывается к Минному офицерскому классу для выполнения обязанностей преподавателя.

В течение 1881 г. под его руководством силами преподавателей и слушателей МОК и школы было осуществлено электрическое освещение по системе П.Н. Яблочкова пароходного завода в Кронштадте и большого Невского фарватера. 21 августа 1881 г., после освещения «электрическими свечами Яблочкова» учебных помещений МОК, зданий порта и цехов пароходного завода наступила очередь и Летнего сада в Кронштадте. В этот день командир МОК капитан 1-го ранга Верховский Владимир Павлович доложил в Штаб Главного командира Кронштадского порта, что "Летний сад может быть освещен 12-ю электрическими огнями". 31 августа 1881 г.. очевидно по запросу сверху, в адрес главного командира Кронштадского порта Верховским была отправлена краткая записка о службе лейтенанта Тверитинова. А затем ... началась история электрификации г. Гатчины.

3 сентября 1881 г. начальнику склада «динамоэлектрических машин» МОК в Кронштадте поступила команда осмотреть "16-ти свечевую машину Грамма с полною принадлежностью", упаковать эти предметы и отправить в Гатчину. На следующий день распоряжением В.П. Верховского в Гатчину «для устройства электрического освещения Яблочкова в Императорском дворце» была отправлена команда моряков в составе минного унтер-офицера Бекасова, минных машинистов Беляева, Климова, Вертугина и с ними еще 5-ти человек. Руководство моряками приказом Управляющего Морским Министерством было поручено лейтенанту флота Смирнову А.И. Он осуществлял и техническое руководство электрификацией Гатчинского дворца.

При обследовании уже находившегося в Гатчине локомобиля выяснилось, что он требует больших доработок. Для установки локомобиля в помещении временной электростанции были отлиты на Кронштадском пароходном заводе две чугунные подушки, колосники, два чугунных шкива диаметром 58 дюймов шириной 6 и 8,5 дюйма и чугунный кронштейн с «рогульсом для нажимания приводного ремня». 28 сентября в Кронштадскую контору над портом было отправлено сообщение командира МОК о необходимости дополнительно "дать наряд пароходному заводу на изготовление для выпуска отработанного пара в атмосферу в локомобиле, установленном в Гатчине для электрического освещения Дворца, труб красной меди длинной 19 футъ, внутренний диаметр 31/2 дюйма с четырьмя фланцами и краном аппарата для уничтожения шума отработанного пара и отпустить 2 двойных приводных ремня длинною каждый 53 дюйма, шириною 6 и 31/2 дюйма".

Большие шары - плафоны электрического освещения диаметром 50 см, предусмотренные для установки на плацу на опорах, были изготовлены и поставлены в Гатчину Товариществом «Яблочков - изобретатель и Кo». Контора товарищества располагалась тогда в Петербурге в доме № 80 на Обводном канале. Поставку проводов для освещения Гатчинского дворца осуществляло представительство фирмы "Сименс и Гальске" в Петербурге. "Проводники Сименсу и Гальске заказаны по 1 руб. 50 коп. за сажень. Проводники освидетельствованы с Технической стороны Минным офицером лейтенантом Тверитиновым и признаны годными", - сообщал 23 сентября 1881 г. командир МОК в контору Кронштадского порта.

Объем работ огромный, рабочих рук не хватает. Но в Гатчину, в Императорский дворец, могут быть отправлены только тщательно проверенные матросы. Командир МОК головой отвечает за благонадежность и профессионализм командируемых. И летят из МОК во флотские экипажи запросы с просьбой сообщить о поведении и нравственных качествах матросов, по профессиональным качествам отобранных для работ по электрическому освещению в царском дворце.

И только после тщательной проверки дополнительно к первой команде в Гатчину отправляются машинный унтер-офицер Кашутин, минный унтер-офицер Федоров, кочегары Карпов, Алексей Синников, машинист Василий Карачкин, минеры Крутовский, Петр Дуговской, Гаврило Киршев и другие. Начиная с октября в Гатчину в основном отправлялись минеры - ибо за время обучения в минной школе они все были обучены управляться с электроосветительными аппаратами. В среднем в Гатчине ежедневно для работ по электрическому освещению находилось от 10 до 14 матросов-кронштадцев. По особому распоряжению Штаба Главного командира Кронштадского порта сначала кочегарам и машинистам, а затем и минерам было выдано рабочее платье, а также две скатерти на всех.

Но случались в кадровом подборе и проколы. Присланный в Гатчину 5-го флотского экипажа кочегар Карпов оказался недостаточно знающим свое дело и был отправлен назад в Кронштадт. Служба на флоте в то время длилась 7 лет и, не дождавшись завершения работ, были отправлены в свои экипажи подлежащие увольнению в запас флота минный унтер-офицер Бекасов и минные машинисты Жданов и Климов из состава первой команды. Вместо них были назначены новые матросы.

Объем работ все возрастает. 17 октября начальнику минных мастерских поступает распоряжение отпустить в Гатчину для электрического освещения дворца 1000 футов провода гупера "подержанного". 17 ноября в минные мастерские поступает указание об отпуске в МОК "три тысячи шестьсот футов французского (нового) не бывшего в употреблении с двойным проводом проводника, оплетенного по медной проволоке или проволоку отдельно от проводников". Очевидно для царских покоев. В то же время из магазина такелажа (т.е. хранилища) в Кронштадте для обвивания проводников электрического освещения запрошена канатная ворса, а мичману Скворцову, зачисленному в постоянный состав МОК, поручено наблюдение "над достоинством изолировки проводников".

24 ноября 1881 г. все основные работы по устройству электрического освещения Гатчинского дворца по системе П.Н. Яблочкова были закончены. В районе дворца установили 16 металлических опор с фонарями. "Свечи Яблочкова" располагались в рассеивающих стеклянных шарообразных плафонах. Внутри каждого находился подсвечник для 8-ми свечей. Подавалась энергия и загоралась первая свеча с наименьшим сопротивлением. Стоило ей сгореть, как с помощью автоматического коммутатора-переключателя включалась вторая, затем третья и так далее. Фонарь мог светить непрерывно в течение нескольких часов. Для работы локомобиля из запасов Кронштадского порта было доставлено 2000 пудов высококачественного кардифского угля, дан наряд пароходному заводу на отливку в запас еще 40 чугунных колосников, заказано дополнительно 4 подсвечника на 8 свечей каждый, а также поверочный ящик с гальваноскопом и пробным элементом.

25 ноября 1881 г. установленный в помещении временной электростанции локомобиль привел в движение динамомашины и фонари со свечами Яблочкова впервые осветили электрическим светом царские покои и площадь у дворца.

Император был доволен и не скрывал этого. По его указанию в этот же день командир МОК отправляет в контору Аничкова дворца запрос на выплату 800 рублей в качестве аванса на нужды освещения Гатчинского дворца.

В своих рапортах от 5 и 7 декабря 1881 г. командирам 3-го и 5-го флотских экипажей командир МОК капитан 1-го ранга Верховский В.П. констатировал, что "по знанию дела и усердию к службе" "находящиеся в г. Гатчина для электрического освещения дворца" машинный унтер-офицер 2-ой статьи Алексей Кашутин и машинист 2-ой статьи Василий Карачкин вполне заслуживают повышения, и просил ходатайства о производстве их в следующий чин.

В соответствии с отношением Канцелярии Морского Министерства Верховский 14 декабря 1881г. просит разрешения Главного командира Кронштадского порта об увольнении лейтенанта Тверитинова Е.П. в г. Гатчину для представления Государю Императору. 19 декабря Тверитинов отбывает в Гатчину. И в дальнейшем Александр III не забывал об участии Тверитинова в освещении электричеством Гатчинского дворца. 15 февраля 1883 г. преподаватель Минного офицерского класса Тверитинов был командирован в Москву для устройства иллюминации Кремля во время коронования императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Иллюминацию включали вечером 15 мая, а также 16 и 17 мая.

Американские фирмы запрашивали за выполнение этой работы миллион рублей, но смекалка и находчивость мастерового люда России, уровень знаний и высокий профессионализм в области электротехники преподавателей и слушателей МОК позволили обойтись без иностранной помощи и даже сэкономить деньги. Иллюминация Кремля обошлась казне всего в 70 тысяч рублей. Об этом немедленно доложили царю, зная его бережливость.

15 мая 1883 г. лейтенант Тверитинов был пожалован орденом Святого Станислава 2-ой степени, 1 июня 1883 г. после возвращения из Москвы «Всемилостивейше» награжден золотыми часами с цепочкой, а 3 ноября 1883 г. "на основании Высочайшего повеления" награжден темно-бронзовой медалью в память Священного коронования Их Императорских Величеств.

17 октября 1881 г. лейтенант флота Смирнов А.И. в ходе работ по освещению дворца был назначен минным офицером на фрегат «Дмитрий Донской». После завершения работ ему, в качестве "особого поручения сверх прямых обязанностей по Высочайшим повелениям", приказом Управляющего Морским Министерством было поручено заведовать электрическим освещением Гатчинского Императорского дворца. Эти обязанности Александр Иванович выполнял в течение 1881, 1882 и 1883 гг.

Обслуживание устройств электрического освещения дворца в первое время осуществлялось в основном моряками - минерами минной школы г. Кронштадта, но вскоре, по ходатайству лейтенанта Смирнова, под его ответственность и с согласия начальника охраны Его Императорского Величества генерал-адъютанта Петра Алексеевича Черевина в Гатчинском дворце начал появляться обслуживающий электротехнический персонал из штатских. Это были уволенные в запас флота моряки, принимавшие участие в устройстве освещения во дворце в 1881г.

В 1881г. в рабочем кабинете Александра III появилась электрическая настольная лампа. Император всегда тяготел ко всяким новшествам техники, старался и детям своим привить этот интерес. По его распоряжению уже известный нам преподаватель Минного офицерского класса лейтенант Тверитинов Е.П. знакомил в Гатчине сыновей царя Георгия и Михаила с основами электротехники и минного дела.

В 1882г. на озерах в Гатчине появилась небольшая шлюпка, приводимая в движение электрическим двигателем. Питание электродвигателя осуществлялось от аккумуляторов нового типа. Разработку их осуществил Е.П. Тверитинов, он же и организовал их промышленное производство. Зарядка аккумуляторов шлюпки по мере надобности производилась на временной дворцовой электростанции.

4 мая 1883г. в Москву в распоряжение генерала Черевина по приказанию Управляющего Морским министерством был командирован лейтенант флота Смирнов А.И. Ему было поручено обеспечение компетентного надзора за устройством электротехнической иллюминации Кремля в целях избежания серьезных несчастий для приглашенной публики и обеспечение безопасности государя и его семейства. Во время Священного Коронования Их Императорских Величеств лейтенант Смирнов находился при генерал-адъютанте Черевине П.А. Несмотря на свои очевидные слабости близкое царю лицо, "дежурный генерал", георгиевский кавалер за турецкую компанию П.А. Черевин был человеком недюжинных способностей, умел работать и постоять за себя и своих подчиненных. Черевин всегда был рядом с царем и пользовался расположением всей царской семьи.

15 мая 1883г. А.И. Смирнову была пожалована темно-бронзовая медаль в память Священного Коронования Их Императорских Величеств, а 6 июля 1883г. ему был Всемилостивейше пожалован орден Святого Владимира 4-ой степени.

В том же году 8 октября А.И. Смирнов, с согласия Управляющего Морским Министерством, был командирован Министерством императорского двора в Вену на Всемирную электрическую выставку. Там он встретился с творцом иллюминации Кремля минным офицером Е.П. Тверитиновым, командированным в Вену на выставку Главным командиром Кронштадского порта адмиралом С.П. Шварцем с разрешения Управляющего Морским Министерством. После завершения выставки 20 ноября 1883г. Е.П. Тверитинов возвратился в Россию, а А.И. Смирнов отправился дальше в Париж, Лондон и Берлин для ознакомления с состоянием электрического освещения в мире. После возвращения Смирнов представил в Министерство императорского двора технический отчет о командировке.

Александр Иванов
Главная страница  •  1  •  2  •  3  •  4  •  5  •  6  •  7
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»