Железная дорога

1851 году император Николай I повелел „соорудить железную дорогу" от Санкт-Петербурга до Варшавы. Первый участок связал столицу с Гатчиной и был завершен к ноябрю 1853 года. Уже через несколько месяцев между городами ежедневно курсировали два поезда. Каменное здание вокзала спроектировал в 1858 году архитектор П.О. Сальмонович. Полностью дорога до Варшавы была закончена к 1862 году.

Здание Варшавского вокзала. Арх. П.О.Сальмонович. 1858
Здание Варшавского вокзала. Арх. П.О.Сальмонович. 1858
Варшавский вокзал. Навес над пассажирской платформой. Инж. Ф.Ясинский. 1890
Навес над пассажирской платформой. Инж. Ф.Ясинский. 1890

После перевода в Гатчину Императорской охоты именно по Варшавской железной дороге в город экстренным поездом прибывали император и великие князья, у станции их ожидал экипаж, на котором охотники отправлялись к месту облавы.

Кроме того, Гатчина была удобным промежуточным пунктом, отсюда члены императорской семьи отбывали за границу.

В 1850-е годы был проложен железнодорожный путь до Красного Села. Позднее он стал частью Балтийской дороги.
Здание Балтийского вокзала в Гатчине. Арх. П.С.Кулинский. 1873
Здание Балтийского вокзала. Арх. П.С.Кулинский. 1873
Царский павильон и здание Балтийского вокзала
Царский павильон и здание Балтийского вокзала

В декабре 1872 года по Балтийской дороге открыли движение пассажирских составов до Гатчины, а в следующем году выстроили первое здание вокзала, расположенное всего в полукилометре от дворца.

Здание станции Мариенбург. Арх. П.С.Кулинский. 1879
Здание станции Мариенбург. Арх. П.С.Кулинский. 1879
Автором деревянной постройки в псевдорусском стиле стал архитектор Министерства путей сообщения П.С. Купинский. В царствование Александра III здание снесли - новое построили рядом, а на месте прежнего вокзала в 1890 году возвели Царский павильон, предназначавшийся для приема членов императорской семьи.

„С тех пор, как открыто постоянное сообщение паровозами между Петербургом и Гатчиной, каждый, ради выигрыша времени, едет по железной дороге, и Гатчина украсилась и оживилась значительно теперь".
Газета «Калейдоскоп». 1860 год

1879 году жители Мариенбургской части на свои средства построили платформу на линии Балтийской железной дороги для остановки пассажирских поездов, которая получила название «Мариенбург». Это единственное из зданий гатчинских вокзалов, сохранившееся до нашего времени.


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»