Фотография

Фотография, в отличие от художественных произведений живописи и графики, обладает большей достоверностью и не ограничивается только достопримечательностями города. Кроме того, она даёт представление и о людях, проживавших в Гатчине в конце XIX - начале XX века.

Оборотные стороны фотографий, снятых в гатчинском фотоателье СахновскогоОборотные стороны фотографий, снятых в гатчинском фотоателье БудуноваОборотные стороны фотографий, снятых в гатчинском фотоателье Борисова
Оборотные стороны фотографий, снятых в гатчинских фотоателье

Фотография в XIX в. была дорогим удовольствием – далеко не каждый мог позволить себе снимок за 10 рублей ( + повторный за 5 рублей). При снижении себестоимости фотография становилась более доступной и массовой. В Гатчине к добровольному походу в фотоателье добавлялось для некоторых и принудительное. Дело в том, что после покушения на Александра II в Зимнем дворце, в 1880 г. была введена особая должность заведующего охраной Зимнего и загородных дворцов, на которого возлагалась ответственность за политический надзор за всей наёмной прислугой и частными лицами, посещавшими по необходимости эти дворцы. Министр Императорского Двора обязал иметь фотографические карточки с данных лиц. Для Гатчины - это более 1000 человек (при населении города вместе с военными в 1860 г. – 9000 чел., в 1917 г. – 18100 чел.).

Фотография, снятая в ателье Борисова
Фотография,
снятая в ателье Борисова
Кроме дворцовых служащих, которые были вынуждены фотографироваться, было большое количество военных (на 1914 г. - около 3000 чел.), которые любили делать фото на память или для отправки домой. К ним можно добавить и несколько сотен учащихся и выпускников различных учебных заведений и простых жителей города. Большой спрос на снимки обеспечивал работой в начале XX в. сразу несколько фотоателье в Гатчине: Соборная ул., д.18 (Сахновский Д.Н.), Соборная ул., д.4 (Будунов М.В.), Люцевская ул., д.67 (Борисов А.Ф., позднее – Алексеев Н.Н.).

Борисов А.Ф. получил большую серебряную медаль за участие в выставке 1907 г. и кроме гатчинского имел фотоателье в Дудергофе на собственной даче, которое успешно работало во время летнего наплыва дачников и военных манёвров в Красном Селе.

Сахновский Дмитрий Николаевич, дворянин, медалей за выставки не имел, но именно к нему шёл основной поток заказов от клиентов (обычный размер: 5,5х10 см и 10х 13,5 см). Он также выполнял сложные монтажи фотографий увеличенного размера. Так на выпускной фотографии 1904г. Гатчинского Сиротского Института Императора Николая I форматом 43х56 представлено 80 портретов преподавателей и выпускников, вид здания и дано изображение юбилейного 1903г. нагрудного знака.

Фотографы XIX в. не любили выходить из ателье, предпочитая портретную съёмку. Но Сахновский в 1890-х гг. выпускает два фотоальбома, посвящённых г.Гатчине и гатчинским дворцу и парку. В каждом альбоме – по 30 фотографий формата 10х8 см, большинство из которых больше не переиздавались. Это было единственное массовое издание в XIX в. с видами города.

«Госпитальная улица». Ателье Сахновского
«Госпитальная улица». Ателье Сахновского
«Застава». Ателье Сахновского
«Застава». Ателье Сахновского

Позднее, Сахновский принял непосредственное участие в создании первых почтовых открыток с видами города, но это другая история.

Также надо отметить, что существует большое количество фотографий Императорской семьи, сделанных во дворце и парке. Для этих целей на протяжении десятилетий из Петербурга приезжали различные фотографы, но имеющие соответствующий статус. Сейчас эти фотоснимки воспроизводятся в различных книгах, посвящённых династии Романовых.

Оборотные стороны фотографий, снятых в гатчинском фотоателье Н.МелентьеваОборотные стороны фотографий, снятых в гатчинском фотоателье КудрявцеваОборотные стороны фотографий, снятых в гатчинском фотоателье
Оборотные стороны фотографий, снятых в гатчинских фотоателье Кудрявцева и Н.Мелентьева

К 4 уже упоминавшимся профессиональным фотографам, работавшим в Гатчине на рубеже XIX-XX вв., можно добавить ещё двоих: Кудрявцева и Н.Мелентьева. Ателье Кудрявцева располагалось в доме Скрябиной на Большом проспекте, а сам фотограф в 1880-1890-е годы снимал не только жителей Гатчины, но и приглашался во дворец для фотографирования членов семьи императора Александра III.

Ателье Сахновского на Соборной
Ателье Сахновского на Соборной
Н.Мелентьев стал владельцем ателье Сахновского (Соборная, д.18), и первое время он использовал даже фирменные паспарту прежнего владельца, на оборотной стороне которых он добавлял собственный штамп. Время его работы пришлось на предреволюционные и первые после революции годы. Таким образом, список гатчинских фотографов расширился, по крайней мере, до 6 человек, благодаря которым были сделаны тысячи фотографий горожан и несколько сотен видов города, императорского и Приоратского дворцов. Больший интерес вызывают, конечно, фотографии старой Гатчины, но они встречаются значительно реже по сравнению с открытками. Ценность фотографии возрастает, когда невозможно найти открытку с аналогичным видом: например, фотографии ателье Сахновского на Соборной улице. Интересны и парные фотографии: вид Собора с Соборной улицы и со стороны рынка, сделанные с интервалом в несколько минут.

Гатчина. Ул. Соборная. Павловский собор
Павловский собор
Гатчина. Ул. Соборная. Павловский собор
Павловский собор

Стереофотография
Стереофотография
В начале XX века уже развивалось то направление фотографии, которое позднее назовут стереофотографией. Для этого изготавливалась двойная фотография, которая просматривалась с помощью специального приспособления, в последствии упрощённого до стереоочков.

Я.Б. Януш


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»