Варшавский вокзал - Броневая

Миновав корпуса Вагоностроительного завода, мы подходим к месту поворота железнодорожных путей, где находится заброшенная ныне станция «Корпусное шоссе». Название это служит напоминанием о Корпусном аэродроме, который был создан в 1911 г. и просуществовал до 1941 г. В 1950-60-х гг. на его месте устроили Парк Авиаторов (на Ново-Измайловском пр.). Справа от ж/д платформы мы видим одноэтажные кирпичные корпуса (сейчас они выкрашены желтой краской), на некоторых из которых сохранились изображения красного креста. До революции эта территория принадлежала лейб-гвардии Преображенскому полку, и в этих корпусах находились «интендансткие магазины», т.е. военные склады. Сейчас они принадлежат воинской части.

Путь к «Корпусному шоссе»
Путь к «Корпусному шоссе»
Платформа «Корпусное шоссе»
Платформа «Корпусное шоссе»
Вид с металлического моста на старый ж/д путь
Вид с металлического моста
на старый ж/д путь

До 1960-х гг. станции «Корпусное шоссе» не существовало, так же как не было и поворота железной дороги. Изначально Варшавская ветка от вокзала шла по прямой линии по трассе ныне существующей Варшавской улицы (идет параллельно Московскому пр., существует с начала 1950-х гг.) и доходила до нынешней ж/д станции «Аэропорт», где продолжалась по сохранившейся трассе. Находившаяся рядом с нынешним «Корпусным шоссе» платформа носила название «4-й км». Она служила конечным пунктом для всех тех, кто жил в пригородах и ездил на работу на фабрику «Скороход», Вагоностроительный завод, завод «Электросила» и др. (все они находятся рядом).

В 1950-х гг. ж/д ветку реконструировали и соединили ее с Балтийской веткой на станциях «Броневая» и «Ленинский пр.». О старой линии сейчас напоминает только название Варшавской улицы (правда литература сообщает, что название дано в 1954 г. в честь десятилетия празднования освобождения Варшавы) и металлический мост на железнодорожной насыпи, которая видна от «Корпусного шоссе». Можно пройти немного вперед и залезть на эту насыпь.

«Путиловская ветвь» и металлический мост над бывш. Варшавской линией
«Путиловская ветвь» и металлический
мост над бывш. Варшавской линией
Здание Московского райсовета
Здание Московского райсовета

Ж/д ветка, идущая по насыпи - это так называемая «Путиловская ветвь», проложенная в конце XIX в. Она начинается в Петербургском морском порту, идет через бывший Путиловский (ныне Кировский) завод к Неве и далее по Финляндскому мосту выходит к Ладожскому вокзалу. Первый маленький мост, по которому нам придется пройти, был проложен над несохранившейся линией Варшавской железной дороги. Слева мы увидим станцию «Корпусное шоссе», Вагоностроительный завод, а справа вдалеке за деревьями Варшавскую улицу, где и проходила прежде железная дорога.

1-я часть | 2-я часть | 3-я часть | 4-я часть
А. Спащанский
научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

Литература:
Горбачевский К. Хабло Е. Почему так названы? Л., 1975
План С. Петербурга с ближайшими окрестностями 1914 г.
Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957
Фролов А. И.. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2003


Оглавление раздела «Петербургские прогулки»

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»