Варшавский вокзал - Броневая

Петроград. Варшавский вокзал. Открытое письмо. Изд. А. Кононова. 1914-1917 гг.
Петроград. Варшавский вокзал.
Открытое письмо. Изд. А. Кононова. 1914-1917 гг.
План С.-Петербурга. 1914 г. Фрагмент. Территория Варшавской и Балтийской ж/д линий
План С.-Петербурга. 1914 г. Фрагмент.Терри-
тория Варшавской и Балтийской ж/д линий
Сегодня прогулка состоится вдоль железнодорожной ветки от Варшавского вокзала на Обводном канале до ж/д станции «Броневая». Это промышленная зона, которая не сможет привлечь любителей высокого искусства и «прекрасной» старины. Она не входит в экскурсионные маршруты не только по этой причине, но и от того, что это все же действующая промзона, хотя вокзал уже давно закрыт, и рядом с ним расположен музей железнодорожного транспорта.

Этот маршрут будет интересен любителям необычной старины, которым надоело ездить в центр любоваться хорошо известными дворцами и площадями, т.е. для пресыщенных красотой Петербурга заинтересованных петербуржцев или таких же гостей города. Прогулка по железнодорожным путям, во-первых, дает новые ощущения и впечатления, а во-вторых, во многих сможет возбудить воспоминания о тех временах, когда по этому, ныне закрытому направлению, ходили электропоезда, и виды из окна казались совершенно обыденными. Сейчас это место является своеобразным остатком прежнего Ленинграда, который в ближайшие годы может подвергнуться серьезным изменениям. Здесь в будущем планируется полностью снять ж/д пути, проложить автодороги и построить торгово-деловые зоны. Сейчас здесь очень тихо и провинциально. Даже трудно поверить, что совсем рядом проходит одна из главных магистралей мегаполиса Московский проспект.

От станции метро мы идем по Обводному каналу к зданию бывшего Варшавского вокзала. В 2005 г. была закончена его реконструкция, и оно открылось в обновленном виде как торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс». Много лет здание пугало своим запущенным видом. Сейчас воссозданы практически все элементы его конструкции и декора, включая металлический дебаркадер (перекрытие) над бывшими перронами (сейчас под ним находится многоярусный торговый зал). В неизвестном направлении исчез памятник В.И. Ленину, стоявший в нише со стороны Обводного канала (установлен в 1949 г., скульптор Н.В. Томский), и на его месте воссоздано огромное окно.

Рядом с вокзалом на набережной Обводного канала (д. 116) невозможно не заметить огромное мрачное здание православной церкви Воскресения Христова. Это памятник архитектуры модерна. В облике храма оригинально переплетены элементы русского (общее решение храма с пятью куполами и высокой шатровой колокольней), романского (окна основного объема, аркатурный поясок колокольни и др.) стилей и, собственно, стиля Модерн (стилизованные цветы, украшающие купола и основание шатра колокольни). Он построен в 1904-1908 гг. по проекту авторской группы архитекторов Г. Д. Грима, Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна по инициативе Общества религиозно-нравственного воспитания. В марте 1990 г. он возвращен верующим. Многие, возможно, еще помнят, что когда-то вокруг храма располагалось трамвайное кольцо: там была концевая станция трамвая №2. В середине 1990-х гг. кольцо было перенесено на одну из Красноармейских улиц, а пути вокруг храма демонтировали.

Дебаркадер Варшавского вокзала
Дебаркадер Варшавского вокзала
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь
На Варшавском вокзале
На Варшавском вокзале

Варшавская железнодорожная линия была проложена в 1851-1862 гг. и связала столицу с западными территориями тогдашнего государства и далее, со столицами европейских государств. Первое здание вокзала было сооружено уже в 1851 г., ныне существующее - в 1858-60 гг. (арх. П.О. Сальмонович). В прежние годы это было одно из главных вокзальных зданий Петербурга-Ленинграда, связывавших Россию с Западной Европой и странами Прибалтики. В советские годы варшавское ж/д направление связало Ленинград с городами Северо-Запада, Прибалтики и центральной России. Путеводитель 1934 г. сообщал, например, следующие маршруты: Ленинград - Рига - Ратуппе, Ленинград - Псков – Полоцк, Ленинград – Гдов, Ленинград – Москва (через Гдов) и Ленинград – Рыбинск (через Псков).

1-я часть | 2-я часть | 3-я часть | 4-я часть
А. Спащанский
научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

Оглавление раздела «Петербургские прогулки»

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»