Усадьба Шереметевых на Фонтанке

Усадьба Шереметевых на Фонтанке с главным сооружением – «Фонтанным домом» – хорошо известна. С берегов Фонтанки, от Невского проспекта и от цирка прекрасно виден желтый двухэтажный дом, полускрытый ажурной решеткой. Сейчас здесь находится Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства, а в заднем флигеле – Музей Анны Ахматовой.

Любителям тихого отдыха знаком уютный Шереметевский сад, спрятавшийся за огромным торгово-конторским домом на Литейном проспекте (Литейный, д. 53: мрачный проход в правой части здания).

Огромный участок по нынешней Фонтанке, по соседству с царским Итальянским садом, перешел к Шереметевым в начале XVIII века. Петр I пожаловал его в 1712 г. своему приближенному, фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву.

До 1760-х гг. Фонтанка была границей города. За рекой находился пригород Петербурга, и все усадьбы там являлись загородными. Этим могли пользоваться аристократы, по каким-либо причинам высланные из Петербурга. Так поступил, например, граф Апраксин, который был выслан за пределы столицы. Он обосновался в своей усадьбе на Фонтанке и не испытывал из-за этого никаких трудностей.

Ныне существующий дом был возведен при сыне Бориса Петровича графе Петре Борисовиче, в конце 1740-х гг. Автором проекта стал известный архитектор Савва Чевакинский. В строительстве так же участвовал крепостной архитектор Шереметевых Федор Аргунов. Савва Чевакинский в середине XVIII века работал в Царском Селе на строительстве императорского дворца. Возможность привлечь именно этого мастера говорила о высоком положении и больших возможностях Шереметевых.

Сады Екатерининского института и Мариинской больницы на плане  Санкт-Петербурга. 1828 год. (увеличить, 79 кб) Кроме дворца - жилища владельцев, территорию усадьбы занимал хозяйский сад, остатки которого сохранились за дворцом, и хозяйственный двор с многочисленными корпусами для прислуги. Без нее, прислуги, быт не только большого аристократа, но и мало-мальски значительного дворянина был немыслим. Аристократ и придворный – это не только статус и положение, но и особый стиль жизни, требовавший показной роскоши, невероятных трат денег на удовольствия, строительство дворцов, их обстановку и т. п. Чем выше был статус хозяина, тем больше он имел прислуги и тем роскошнее был его конный выезд. Причем количество лошадей в конной упряжи зависело от «класса». Лица первых пяти классов (придворные чины) имели право ездить в карете в шесть лошадей.

Из-за этого случались иногда забавные случаи. Граф Сегюр, посланник Франции при русском дворе в 1780-х гг., записал в своих мемуарах, что когда он выехал с визитом к одной даме, жившей в соседнем доме, то его форейтор уже был под ее воротами, а карета еще не выехала со двора. Лица от шестого до восьмого классов ездили только четверней, обер-офицеры – парой, а не имеющие чинов офицеры – только верхом или в упряжке из одной лошади. За нарушение правил полагались штрафы. Подобные ограничения, кстати, касались и карет. Золотые и серебряные украшения полагались только каретам дворян. Купцы могли ездить только в каретах из дерева, покрытого лаком.

Карет, в зависимости от состоятельности владельца, могло быть несколько: для обычных и для парадных выездов. Много было и коней, основной тягловой силы до изобретения парового двигателя. Имелись кони как для упряжи, так и для верховой езды. Поэтому на заднем дворе всегда строились большие конюшни для конного хозяйства, включавшие стойла, каретные сараи, мастерские для ремонта, хранилища для седел, упряжи и проч. Кроме этого много места на хозяйственном дворе занимали и корпуса для жилья многочисленной прислуги. На территории усадьбы Шереметевых они находились стороны нынешнего Театра «На Литейном» (двор д. 51 по Литейному пр.). Главный въезд на территорию усадьбы осуществлялся первоначально со стороны Литейного проспекта через сад. Туда же, в сад, выходили и парадные комнаты. Сторона с Фонтанки была «задней». Но и там был маленький садик, украшенный мраморными статуями.

Корпуса для жилья прислуги. Двор д. 51 по Литейному пр.

Каждый новый владелец усадьбы оставлял свой след в ее облике. Наибольшие изменения начались ближе к середине XIX в. Вначале, в 1830-х гг. изменилось назначение помещений. Парадной частью стал фасад со стороны Фонтанки, что отразилось, в том числе и устройством в 1837 г. чугунной решетки (арх. И. Корсини, «придворный» архитектор Шереметевых в 1837-53 гг.) в модном тогда стиле «2-го рококо» (в стиле «1-го рококо», т. е. основного, или, как принято его называть, стиле русского барокко, возведен сам дворец).

Полностью изменилась усадьба во II-й пол. XIX в., когда территорию бывшего хозяйственного двора заняли корпуса огромного жилого дома (Литейный, 51. Доходный дом Д. Шереметева. 1874-75. Арх. А. К. Серебряков, П. И. Шестов). Вызвано это было отменой в 1861 г. крепостного права, из-за чего снизилась доходность старинных аристократических хозяйств. Дворянам, желавшим сохранить свое прежнее экономическое положение, пришлось приспосабливаться к новым, капиталистическим, условиям жизни. Одним из выходов было строительство на своих участках больших жилых домов. Квартиры в них сдавались внаем частным лицам и приносили владельцам большие доходы, отчего дома назвали «доходными».

Прогулка между корпусами этого дома для любителя старины представляет большой интерес. Попасть туда можно двумя способами.
• 1-й способ: с Фонтанки входим в парадный двор и проходим влево, под арку одноэтажного служебного корпуса. Обратим внимание на территорию парадного двора. Под нашими ногами находится кладбище XV века. Его совсем недавно обнаружили петербургские археологи.
• 2-й способ: входим в арку д. 51 по Литейному проспекту и идем вправо от Театра «На Литейном» в проход между жилыми корпусами.

двор д. 51 по Литейному пр.

Если мы внимательно приглядимся к нижним этажам ныне существующих корпусов, мы увидим следы заложенных арочных проездов, металлические крепления створок ворот, остатки карнизов, измененные размеры окон и т.п. Эти детали свидетельствуют, что основанием для доходного дома послужили корпуса шереметевского хозяйственного двора. В структуру дома вошли и бывшие шереметевские конюшни. Портик конюшен хорошо сохранился. Его можно увидеть из сада (1780-90-е гг., приписывается арх. Дж. Кваренги). В объеме же конюшен в 1909 г. устроили концертный зал, сдававшийся в аренду (совсем недолгое время его занимал «Театр острых ощущений», показывавший спектакли-«триллеры»). В наше время здесь находится театр «На Литейном». На газонах перед входом в театр можно увидеть два гранитных постамента для статуй (двор д. 51 по Литейному пр.). Их вычурные формы свидетельствуют, что они появились в те же годы, когда создавалась целиком усадьба, в середине XVIII в.

В начале XX века шереметевский садик оказался заключенным внутрь квартала. Когда-то от Литейного пр. его отделяла металлическая ограда. В ней находились ворота, а рядом садовый павильон «Эрмитаж». Они были снесены, и на их месте в 1914 г. владелец усадьбы граф С. Шереметев возвел торговые корпуса (Литейный, 53. Шереметевский пассаж. Арх. М. В. Красовский, «придворный» архитектор графа Шереметева в 1903-17 гг.). Причина строительства была все та же: извлечение доходов за счет сдачи торговых помещений в аренду. Изначально пассаж являл собой два отдельных двухэтажных павильона. Между ними существовал проезд, сквозь который с Литейного пр. был виден дворец. В 1930-х гг. оба павильона реконструировали и превратили в массивный пятиэтажный дом. В наше время его занимает Управление по налогам и сборам.

Таков экскурс в историю еще одного уголка старинного Петербурга – усадьбу Шереметевых. Прогулка по ее территории доставит большое удовольствие.


А. Спащанский
научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
Фото Г. Пунтусовой



Оглавление раздела «Петербургские прогулки»

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»