Резиденции Павла I. Павловск
По случаю рождения в семье Павла Петровича первенца, будущего императора Александра I, Екатерина II, став счастливой бабушкой, подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли по берегам реки Славянки с деревнями и крестьянами. Новая усадьба в 4-х верстах от Царского Села получила название села Павловского. На берегах Славянки появились сначала два деревянных великокняжеских дома: Паульлюст («Павлова утеха») и Мариенталь («Мариина долина»).

В 1779 году по приглашению Екатерины II приехал архитектор Чарльз Камерон. Шотландец по происхождению, он сформировался как мастер классической архитектуры в Италии, занимаясь обмерами античных памятников и изучением творчества великого итальянца XVI века Андреа Палладио. Екатерина II поручила Камерону начать работы по преобразованию села Павловского. За несколько лет Камерон превратил охотничьи угодья на Славянке в прелестные картины пейзажного парка, среди которых, по его замыслу, появились классические постройки: Колоннада Аполлона и Храм Дружбы.

Я. Меттенляйтер. Вид на обелиск в Павловске
Я. Меттенляйтер. Вид на обелиск в Павловске
Я. Меттенляйтер. Павловск. Придворное праздненство
Я. Меттенляйтер. Павловск. Придворное праздненство

Обо всем, что происходило в Павловске во время отсутствия хозяев, верный управляющий Карл Кюхельбекер рассказывал в своих письмах-донесениях. Установленная система доставки курьерами корреспонденции обеспечивала и своеобразный контроль за работой архитектора Камерона, который отсылал владельцам Павловска на утверждение свои проекты. Так из этой переписки известно, что 25 мая 1782 года (в это время Павел Петрович и Мария Федоровна находились в Париже) был «заложен первый камень в основание Большого каменного дворца».

К.В. Ческий с картины С.Ф. Щедрина. Пиль-башня в Павловске
К.В. Ческий с картины С.Ф. Щедрина.
Пиль-башня в Павловске
Г.С. Сергеев. Вид на Старое Шале в Павловске. Лист из Атласа 1799 г
Г.С. Сергеев. Вид на Старое Шале в Павловске.
Лист из Атласа 1799 г

Уже лето 1784 года владельцы Павловска провели в новых покоях первого этажа. В том же году в Павловске появился итальянец Винченцо Бренна, приглашенный самим Павлом Петровичем. Сначала Бренна являлся помощником Камерона, а с 1786 года Бренна стал не только главным архитектором и декоратором Павловска, но и человеком весьма близким и преданным Павлу Петровичу. Именно Бренна завершил отделку парадных залов Павловского дворца, умело включив предметы художественного убранства, привезенные из путешествия.

Позднее, когда в 1796 году при вступлении Павла на престол, Павловск приобрел значение императорской резиденции, Бренна расширил дворец, пристроив новые корпуса, в том числе Церковь, отделал новые залы для императорских приемов.

Резиденции Павла I. Гатчина

Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»