Император Павел I и флот
Делапьер Н.Б. Портрет цесаревича Павла Петровича в адмиральском мундире
Делапьер Н.Б. Портрет
цесаревича Павла Петровича
в адмиральском мундире.
С флотом Павел был связан с самого детства. Его наставниками в нелегкой флотской премудрости стали И.Л. Голенищев – Кутузов, И.Г. Чернышев, Г.Г. Кушелев, сумевшие привить наследнику любовь к флоту, которую тот сохранил на всю жизнь.

20 декабря 1762 года восьмилетний цесаревич был пожалован в генерал-адмиралы российского флота. Первоначально обязанности Павла сводились лишь к подписанию документов и посещению Морского корпуса. Важным было для цесаревича заграничное путешествие, во время которого он изучал состояние европейских флотов. Впоследствии, в Гатчине, у наследника появилась небольшая озерная флотилия. Но серьезно заняться флотскими делами Павел смог, лишь став императором.

Одним из важнейших его шагов в этой области стало издание «Устава военного флота». Новый устав во многом отличался от предыдущего в лучшую сторону, но, пожалуй, главным его отличием было то, что он не имел уголовных положений, и только в немногих случаях за упущения по службе полагал арест и предание суду. Это был справедливый, гуманный, человечный устав, в нем уже не была предусмотрена на корабле должность и обязанности палача (профоса).

А.Н. Коргуев. Флота штаб- или обер-офицер 2-й дивизии 1-й эскадры. Штурманский офицер 3-й дивизии 2-й эскадры. Флагман 1-й дивизии. 1796 г. Бумага, акварель
А.Н. Коргуев. Флота штаб- или обер-офицер
2-й дивизии 1-й эскадры. Штурманский офицер
3-й дивизии 2-й эскадры. Флагман 1-й дивизии
Неизвестный художник. Листы из альбома Рисунки мундирам служащих во флотах и адмиралтействах. Конец XVIII в.
Неизвестный художник. Листы из альбома
"Рисунки мундирам служащих во флотах и
адмиралтействах". Конец XVIII в.

Кроме того, были составлены новые штаты флота, упорядочено финансирование, введено новое, более практичное обмундирование. Но основное внимание Павел уделял строительству новых и приведению в боеспособное состояние старых кораблей. Был установлен новый порядок содержания кораблей после окончания кампании при базировании их в портах в зимний период. Ответственными за содержание были определены командиры кораблей со своими экипажами. Корабли стали полностью разоружать и разгружать, вынимать мачты, корпуса покрывать дощатыми крышами, брезентовыми тентами и навесами, всячески защищать их от осадков. На кораблях была организована вахта, которая следила за состоянием трюмов, производила их осушку от фильтрационной воды, в хорошую погоду производила проветривание и просушку внутренних помещений.

Чертеж мелководной яхты, построенной для Его Императорского Величества в Гатчину
Чертеж мелководной яхты, построенной для
Его Императорского Величества в Гатчину
За короткое четырехлетнее правление генерал-адмирала было построено около 20 линейных кораблей и около 15 фрегатов. Это было внушительное пополнение флота. Многие корабли более ранней постройки прошли серьезный ремонт и еще длительное время находились в составе флота.

Огромное значение Павел придавал сохранению и разумному использованию корабельного леса, строго регламентировал процесс строительства кораблей, что позволило вдвое увеличить срок их службы. Одним из новшеств было повеление обшивать корпуса ниже ватерлинии медными листами для предохранения дерева от гниения. Шло активное строительство кораблей, причем гораздо более мощных, чем в предыдущее царствование - 110 – 130 пушечных линейных кораблей. В связи с этим активно проводилась реконструкция верфей и портов в Петербурге, Кронштадте и Севастополе.

Внешняя политика России в конце XVIII века

Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»