20 июля 1799 г. «The Whitehall Evening Post» информировала: «Шестнадцатитысячный русский корпус был погружен на русские военные корабли в Ревеле в конце прошлого месяца. Погрузкой руководил капитан Пофам. К ним должны присоединиться 8 000 шведов на 8 линейных кораблях, выделяемых королем Швеции по соглашению с императором Павлом I.

Британский линейный корабль Ramillies
Британский линейный корабль Ramillies
Эти силы предназначены для совместных действий с британскими войсками в предстоящей экспедиции в Голландию».

The St.James Chronicle от 1 августа 1799 писала: «20 июля. Английский 64-х пушечный военный корабль «Диктатор» прибыл из района Северного моря в Копенгаген 17-го сего месяца; и в тот же день вышел в Балтийское море, взяв курс на Ревель, с задачей погрузить оставшиеся русские войска, сосредоточенные в этом городе. Ожидается, что еще 19 линейных кораблей британского королевского военно-морского флота проследуют за ним в скором времени.»

31 июля The Evening Mail информировала своих читателей: «письма из Копенгагена сообщают о прибытии большого английского флота, состоящего из двадцати одного 64-х и 72-х пушечных линейных кораблей…задача флота - забрать русские войска из Ревеля. Кроме того, из частного письма от 8 июня с.г. из России стало известно о сосредоточении в Ревеле множества татар и казаков, собранных здесь для погрузки на корабли. Пункт назначения - неизвестен.»

Учитывая, что транспортировка войск в Голландию должна была осуществляться на кораблях небольшого водоизмещения, вес багажа был максимально ограничен для всех воинских чинов: офицеры и солдаты вынуждены были продать свое имущество, оставив лишь самое необходимое.

Вид Копенгагена в 1795. Худ. Петер Балке. Лувр
Вид Копенгагена в 1795. Худ. Петер Балке. Лувр
В пособие офицерам были выданы порционные деньги вперед за два месяца, а нижние чины во время переезда получали морское содержание. Чинам всех русских полков предписывалось перед походом все ассигнации разменять на золотую или серебряную монету.

Накануне отправки везде царила полная неразбериха. Часть корпуса - дивизия генерал-майора Эссена 1-го - перебралась на эскадру контр-адмирала П.В. Чичагова 15 июля 1799 г., В рапорте Павлу I генерал Герман докладывал: «Все люди генерально с большим удовольствием и веселым духом сели на корабли и тем обещают выполнить высочайшее вашего императорского величества повеление с твердым и непобедимым духом». Через две недели, 28 июля, Герман уже без ликования пишет Ламбу: "По сие время из готовленной трехмесячной провизии для корпусу моего начальства я не получил ничего и не знаю где она находится; дивизии генерал-майора Эссена отправилась в море более уже недели, взяв с собой провизии не более как на полтора месяца и то заимствуюсь у адмиральства Ревельского... Первого или второго августа при благополучном ветре думаю выйти в море со второй частью корпуса, не имев провизии своей вовсе и даже при Ревеле довольствуются войски аглинскою..."

В письме от 3 августа 1799 г. Герман сообщает о том, что во многих полках солдатские мундиры до того обносились и обветшали, что в таком виде "едва пристойно показаться чужим народам...".

Англичане с подготовкой тоже не преуспели. Свободных регулярных воинских частей в Англии не было, и британские организаторы экспедиции набирали в войско необученных новобранцев из состава милиции графств, т.е. из народного ополчения. 11 июля британская газета The Craftsman разместила объявление о наборе добровольцев из народной милиции в регулярные полки. Добровольцев готовы были принять:
Корабли типа Гавриил, Рига
Корабли типа Гавриил, Рига
15-й Восточно-йоркширский полк в Ньюкасле,
31-й и 35-й Гренадерские дорсетширские полки в графстве Йорк,
3-й Нортумберлендский и 17-й Лестерский полки в Норидже,
4-й и 9-й Королевские восточно-норфолкские полки,
46-й Южно-девонширский, 82-й Добровольческий принца Уэльсого полк и многие другие.
Русская эскадра включала 14 кораблей, на борту которых находилось 8270 чел, не считая команды. Контр-адмирал Чичагов на флагманском 74-х пушечном линейном корабле Александр Невский взял на борт один батальон численностью 949 чел., Глеб - 750 чел., Иона - 985 чел., и т.д. В эскадру входили корабли, составлявшие гордость русского Балтийского флота: Александр Невский, Глеб, Иона, Январь, Михаил, Пантелеймон, Венера, Рафаэль, Ревель, Константин, св. Николай др. В среднем на борту находилось от 500 до 1000 чел. Получалось, что для транспортировки одного полка требовалось 4-6 кораблей. Можно себе представить, какая теснота царила на деках и в трюмах. Гренадеры Эмме, два батальона Арбенева, батальоны Огарева, Осипова, Шутова и др. погрузились на корабли. Плюс к тому везли лошадей, артиллерию, зарядные ящики и даже ядра.

Британский флот взял на борт 8 509 чел. На корабли Inflexible, Experiment, Dictator, Expedition, Diadem, Ramillies, Tromp, Blond, Niger, Calcutta, а также на трофейные суда Coromandel, Espion, Braakel, Hebe, Wassenaar, Ulysees и др. были посажены гренадеры Фриксена, Жеребцова, Бенкендорфа, Ферсона, батальоны Тимофеева, Огарева, Митюшина и др. части.

Кроме того, 13 транспортов взяли на борт 2 075 солдат, 136 лошадей и много военного снаряжения. Таким образом, всего в Ревеле было погружено около 19 000 чел.

Замок Кронборг. Эльсинор. Дания, пролив Зунд
Замок Кронборг. Эльсинор. Дания, пролив Зунд
Русская эскадра под командованием П.В. Чичагова вышла из Ревеля 29 июля 1799 г. и 20 августа прибыла в датский город Эльсинор (пролив Зунд), прославившийся знаменитым замком, где обитал шекспировский Гамлет. 28 августа эскадра снялась с якоря и вышла в направлении Хелдера (Голландия). Британская эскадра под командованием капитана Ферриса вышла из Ревеля 17 августа и прибыла в Эльсинор 13 сентября. Меньше чем через месяц обе эскадры высадились на побережье Нидерландов.

Здесь следует напомнить читателю, что даты из европейских источников указаны по новому стилю, данные из русских - по старому. Не забудем и французский республиканский календарь с его декадами вместо недель, странными названиями месяцев - мессидор, жерминаль, нивоз, и пр. и дополнительными днями в году. Можно представить какая путаница царила из-за этого в штабах коалиционных армий.

А. Зотов


Интернет-журнал Гатчина сквозь столетия