Остров Любви - уголок Франции в Гатчине
Неповторимую красоту Гатчинским паркам придают живописные озера, пруды, сеть каналов и речек. Вода как важнейший природный фактор является главным элементом в их композиции, а широкие «эпические» озерные глади играют ведущую роль. Используя далекие перспективы с одного берега на другой и широкие панорамы озер создатели парков тщательно спланировали так называемые «видовые линии», в которые включились как многочисленные острова, так и архитектурные сооружения. Одни острова были созданы природой, а другие – благодаря творчеству людей.

вид на Белое озеро и павильон Венеры Остров Любви – один из таких искусственно созданных островов. Обладая значительной собственной территорией 0,67 га с регулярным садом и ансамблем архитектурных сооружений, он одновременно остается частью береговой линии, органично связанной с общей композицией Белого озера.

До сих пор расположенный на острове павильон Венеры является одной из главных художественных доминант Белого озера. Он активно вписывается в основные видовые линии, многочисленные пейзажи, в том числе в один «из самых изумительных по красоте, по величию». Это панорама Белого озера, которая открывается от главного входа в Дворцовый парк от Адмиралтейских ворот и Иорданского колодца - постоянно меняющаяся в зависимости от времени года и суток, но всегда завораживающая своей красотой. Как на картине с классическим пейзажем мы видим несколько планов, тщательно спланированных и продуманных.

Вид на Белое озеро и остров Любви. Акварель Г. Сергеева. (38 Kb) Летом на первом плане серебристо-зелеными кулисами выступают Лебяжий и Вороний острова. Дальше с одной стороны тянется гряда Длинного острова, меняя краски от светлого до темно-зеленого, а с другой - словно сказочный корабль, на просторы озера выплывает павильон Венеры. Заканчивается панорама перспективой на далекий противоположный берег Белого озера на Большой каменный мост, который едва различим в голубой дымке. Осенью на этой картине мы видим яркую палитру красного, золотого..., а зимой – строгую графику черного и белого. Существует и обратная перспектива с этого моста на Адмиралтейские ворота. И вот представьте, что павильон Венеры вдруг исчезнет?! Пейзаж во многом потеряет свой неповторимый художественный образ.

Не менее великолепные пейзажи открываются с самого острова Любви: на террасу-пристань и далее на башни дворца, на Горбатый мостик и с 2-х балкончиков на широкую гладь Белого озера и острова правобережной части.

В Гатчине исторически и стилистически сложилось так, что даже в период наивысшего расцвета дворцово-паркового ансамбля, т.е. в конце ХVIII века, на его территории существовало лишь небольшое количество парковых павильонов. При этом создателями парков особо подчеркивалась неразрывная связь этих сооружений с окружающей природой. Для этого павильоны не только были прекрасно «вписаны» в пейзажные картины парка, но даже были построены из природных материалов: из дерева, местного камня-известняка или просто земли.

Павильон Венеры в Гатчине (90 Kb) Так павильон Венеры на острове Любви полностью выполнен из дерева, поставлен на деревянное свайное основание, а на фундамент и на цоколь использовали местный известняк – парицкую плиту и пудостский камень. Он чудом пережил два предшествующих века, разрушительные годы революций и войн. Конечно, в течение этого времени постоянно производились капитальные ремонты. Последний в 60-е годы уже прошлого века. Сегодня, возможно, это архитектурное сооружение является единственным деревянным парковым павильоном на тему античной мифологии с подлинной живописью не только в дворцово-парковых ансамблях Санкт-Петербурга, но и в целом в России, которое нам подарил ХVIII век. А если учесть, что прообраз павильона заимствованный во Франции, сегодня не существует, то уникальность гатчинского павильона Венеры еще более возрастает.

начало | продолжение | окончание
Перепечатка без ссылки на сайт www.history-gatchina.ru запрещена