Гатчина – Версаль Павла I
4-я часть

Самым выдающимся архитектурным произведением Винченца Бренны в парке считается Большая терраса-пристань на Длинном острове. Художественные достоинства каменной террасы сочетаются с ее особой ролью в композиции парка. Она расположена на единой оси с дворцом. Благодаря точно рассчитанным размерам и пропорциям с противоположного берега Белого озера терраса-пристань воспринимается как цоколь дворца. Это впечатление еще более усиливается тем, что в ее облицовке использован тот же пудосткий известняк. Каменные работы выполнял талантливый «каменных дел мастер Кирьян Пластинин со товарищами».

Проект террасы-пристани. Кушелевский альбом
Проект террасы-пристани. Кушелевский альбом
Терраса-пристань. Фото 1930-х гг.
Терраса-пристань. Фото 1930-х гг.

Вся многотонная каменная громада пристани стоит на деревянных сваях и ее стены отвесно уходят в воду. К воде ведут каменные ступени двух лестниц. В былые времена глубина озера у террасы достигала 5-10 метров, давая возможность пришвартовывать небольшие парусные корабли. Сегодня на дне тоже бьют ключи. Пространство вокруг них не зарастает водорослями и солнечные лучи, пробивая воду, играют всеми цветами радуги в фонтанчиках родников.

Гатчинский парк. Скульптура льва на террасе-пристани
Скульптура льва на террасе-пристани
До Великой Отечественной войны верхняя площадка террасы была окружена балюстрадой, на тумбах которой стояли мраморные вазы и статуи. Статуи, олицетворяющие виды искусств и наук «Архитектура», «Живопись», «Скульптура» и «Математика», выполнил известный венецианский мастер XVIII века Джузеппе Бернарди, прозванный Торретто.

После войны две статуи считались утраченными. Однако в 1971 года добровольцам- спортсменам из Ленинградского общества ОСВОД удалось поднять со дна озера эти статуи, сброшенные фашистами в воду, а также фрагменты ваз и балясин. Белый мрамор статуй был исписан сотнями немецких автографов, датированных 1942-43 годами.

«8 сентября при копке шурфа щуп наткнулся на что-то твердое. Двое суток напряженного труда, и вот из-под двухметрового слоя грязи появились бесформенные очертания какой-то статуи – А у нее ведь нет головы,- дрожащим от волнения голосом сказал кто-то и спортсменов и слегка тронул большой ком грязи. И вдруг случилось почти невероятное. Грязь сползла, и перед глазами изумленных людей показалось прелестное женское личико…», - писала о тех события «Гатчинская правда». В настоящее время все четыре статуи хранятся во дворце-музее, но настанет время и они вновь взойдут на пьедесталы, воплощая вечный союз природы и искусства.

В конце XVIII века на Длинном острове перед террасой по проекту В. Бренны был спланирован небольшой регулярный садик с цветником и статуями античных богов. Вход в садик охраняли две скульптуры лежащих львов, выполненные из пудосткого камня. Эти львы сохранились до наших дней.

Большая терраса-пристань с прилегающим садиком не раз служила сценой для театральных представлений и праздничных фейерверков. В конце ХVIII века у стен террасы разыгрывались даже морские сражения. Известно, что во многом стараясь подражать своему прадеду Петру I вел. князь Павел Петрович в Гатчине на озерах построил небольшую флотилию. Еще 8-летним мальчиком он был пожалован Екатериной II в генерал-адмиралы и формально являлся главнокомандующим русским флотом.

Г.С. Сергеев. Вид на павильон Венеры и террасу на Белом озере с береговой аллеи. Кушелевский альбом
Г.С. Сергеев. Вид на павильон Венеры и террасу
на Белом озере с береговой аллеи
Вид на Гатчинский дворец и яхты. 1890-е гг.
Вид на Гатчинский дворец и яхты. 1890-е гг.

«Гатчинская флотилия» состояла из 24 судов. В нее входили несколько яхт, а также малые парусные и гребные суда. До конца XIX века у стен террасы-пристани стояли на якоре 8-пушечная яхта «Миролюб» и 16-пушечный фрегат «Эмпренабль».

Самое известное «морское сражение» на Белом озере Павел Петрович провел летом 1796 года. Тремя маленькими эскадрами командовали известные «гатчинцы» Г.Кушелев, С.Плещеев и А.Аракчеев. Сначала суда маневрировали по Белому озеру, вели орудийный обстрел берега, а затем высадились на острове Любви и заняли высоты в районе Березового домика. Батальон, которым командовал Павел Петрович взял укрепления, выстроенные «неприятелем».

В то же время специально для ремонта и хранения малых судов гатчинской флотилии была построена верфь на берегу Белого озера.

Гатчинский парк. Адмиралтейство, или Голландия
Адмиралтейство, или Голландия
Гатчинский парк. Пруд Ковш. Фото 1950
Пруд Ковш. Фото 1950

Адмиралтейство (другое название Голландия) представляло собой обширный деревянный сарай на массивных каменных столбах. Перед ним был вырыт круглый пруд для спуска судов и существовал подъемный мостик над протокой в озеро. До революции в здании Адмиралтейства экспонировали модели судов, морское оружие и снаряжение. В послевоенные годы в здании работал шахматный клуб, проводились вечера танцев. Круглый пруд был украшен плавающими цветочными клумбами. В конце ХХ века павильон сгорел, остались лишь каменные столбы.

Недалеко от Адмиралтейства возвышаются величественные каменные ворота, названные тоже Адмиралтейскими. Это главный вход в Дворцовый парк.

Ворота напоминают триумфальные арки Древнего Рима. Во многих сооружениях гатчинского парка архитектор В.Бренна воплотил образы его родной Италии.

По проекту, который не был до конца осуществлен, ворота были украшены лепными львиными масками и военной арматурой из знамен, шлемов и оружия.

Гатчинский парк. Адмиралтейские ворота
Адмиралтейские ворота
Гатчинский парк. Зверинские ворота
Зверинские ворота

Ворота по границе Дворцового парка выполняли не только утилитарную функцию, но одновременно являлись замечательными архитектурными произведениями. Так Зверинские ворота, ведущие в парк «Зверинец» принадлежат к числу лучших садово-парковых сооружений конца XVIII века. В их художественном решении особенно ощущается гармоническая связь архитектуры с пейзажем.

В отличие от других ворот Зверинские не имеют центральной арки. Вместо нее поставлены два стройных пилона из пудостского известняка, которые украшены каменными шарами и металлическими створками. Через ворота открывается красивый вид на луговые просторы и лесной массив другого парка.

К воротам примыкает высокая ограда, сложенная из блоков пудосткого камня, которая заканчивается металлической решеткой. Решетка находится над шлюзом, где из Белого озера берет начало речка Гатчинка или Теплая. В орловском парке на месте шлюза уже существовала плотина, которую в «павловское» время называли «старой».

Гатчинский парк. Шлюз на Белом озере и речке Гатчинке
Шлюз на Белом озере и речке Гатчинке
Проект Холодной ванны. Кушелевский альбом
Проект Холодной ванны

С помощью данного шлюза и сегодня регулируется уровень воды в Белом озере. В 2004 году были закончены капитальные работы по ремонту столь необходимых парку гидротехнических сооружений.

В конце ХVIII века западнее «старой» плотины на Белом озере была построена еще одна плотина. В образованном водном бассейне предполагалось устроить императорскую Холодную ванну. Во многих парках существовали подобные постройки. Для отвода воды из бассейна был прорыт специальный канал, который впадал в речку Гатчинку. Один из интересных проектов деревянного павильона над Холодной ванной для Павла I принадлежал архитектору А.Д. Захарову. Считается, что этот проект не был осуществлен.

В наше время от Холодной ванны сохранились остатки плотины, каменных фундаментов и название «ванночка». Это любимое место купания гатчинской детворы.
В.В. Федорова
Фото Г. Пунтусовой


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»