Гатчина – Версаль Павла I
3-я часть

Замечательные озера гатчинских парков украшены множеством больших и малых островов. В 90-х годах XVIII века известный ученый и путешественник И. Георги, посетив Гатчину, писал: «Некоторые острова соединяются, из коих ни один с другим не сходствует, а к другим пристают с гондолами, плотами и пр., коими пользуется двор для увеселительных прогулок по сим водам Естественной красоте островов помогает искусство и тем приятности и перемене способствует». Каждый остров Белого озера имеет свою историю и название. Самый замечательный из них – это Длинный остров. Он делит Белое озеро на две неравные части и представляет собой длинную цепь островов и полуостровов протяженностью около 1 км. Длинный остров и имеет продолжение в Приоратском парке, являясь высоким берегом Черного озера.

Неизвестный художник. Вид на дворец в Гатчине
Неизвестный художник. Вид на дворец в Гатчине.
Конец XVIII - начало XIX вв.
С.Ф. Щедрин. Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796
С.Ф. Щедрин. Вид на Гатчинский дворец
с Длинного острова. 1796

Планировка острова была намечена еще в орловский период, а завершена к 90-м годам XVIII века. Вначале все части Длинного острова соединялись деревянными мостами. По острову была проложена прогулочная дорога, окруженная могучими елями по восточному берегу и группами лиственных деревьев в западной части. Участки, засаженные деревьями, чередовались с пустыми пространствами-окнами», через которые просматривалась другая часть озера и дворец.

Позже украшением Длинного острова стали лучшие архитектурные сооружения Дворцового парка: Терраса-пристань, Горбатый мостик, павильон Орла, Каменный балкон.

Прогулки по Длинному острову - это целое путешествие в мир искусства садов и парков прошлых веков.

Горбатый мостик
Горбатый мостик
Павильон Орла
Павильон Орла

Напротив Длинного острова вдоль правого берега Белого озера расположена целая цепочка островов – крошечных, похожих на плавающие рощицы, и более крупных, с дорожками и площадками. Они созданы с помощью искусственных насыпей из земли. Преобладание какой-либо одной породы деревьев определило название островов: Пихтовый, Березовый Еловый, Сосновый и самый маленький с группой тоненьких березок - Плавучий. Все острова соединялись с берегом разнообразных форм деревянными мостиками или паромными переправами.

Паромы действовали с помощью металлических тросов и блоков. Веселым развлечением было переправляться с острова на остров и любоваться парком с маленьких каменных балконов-пристаней. Сегодня сохранились остатки каменных пристаней одной такой переправы с Пихтового острова на Березовый.

Гатчинский парк. Паромная пристань на островах Белого озера
Паромная пристань на островах Белого озера
Гатчинский парк. Паромная пристань на островах Белого озера
Паромная пристань на островах Белого озера

Во все времена в Гатчинском парке звучала музыка. Многим посетителям парка надолго заполнилось замечательное представление оперы А.С. Даргомыжского «Русалка», которое состоялось на Пихтовом острове в 90-е годы ХХ века. Трагический сюжет развертывался среди живых декораций, которыми служили изогнутые стволы старых деревьев, густые заросли и темная вода озера. Воздействие музыки усиливали налетающие порывы ветра и шум близкого водопада.

Используя обилие водных поверхностей, создатели гатчинского парка умело обыграли прием чередования полосок воды и суши. Так на правом берегу Белого озера появился Водный лабиринт. Веселую прогулку на лодках совершали по узким запутанным каналам между островками. Как продолжение Водного лабиринта поблизости на берегу был устроен Зеленый лабиринт. По сравнению с зелеными лабиринтами водные лабиринты были довольно редкой парковой «затеей» в ХVII-VIII вв.

Вид на Белое озеро

Сегодня рядом с Водным лабиринтом сохранился невысокий зеленый холм, который прежде представлял собой гору «Хаос» - живописное нагромождение камней среди растений. Всевозможные гатчинские мостики: каменные, деревянные, металлические, одноарочные, трехарочные, горбатые, плоские могли бы быть визитными карточками гатчинских парков. Их изображения сохранились на картинах, гравюрах, старых предвоенных фотографиях и открытках, а их описания - в архивных документах.

Мостики являлись главным украшением парковых пейзажей, придавая им особое неповторимое очарование.

Среди гатчинских мостов к лучшим образцам парковой архитектуры и инженерного искусства по праву можно причислить каменные мосты. В начале XIX века их было семь. Несмотря на разнообразие форм и размеров, мосты объединяло классическая строгость пропорций, умелое использование местного камня и удивительное слияние с окружающим ландшафтом. Их красиво изогнутые арочные пролеты часто служили «рамой» для парковых пейзажей.
К сожалению, во время войны почти все каменные мосты были взорваны и до сих пор не восстановлены.

Гатчинский парк. Малый каменный мост. Фото 1930-х гг.
Малый каменный мост. Фото 1930-х гг.
Гатчинский парк. Плоский мост. Фото 1930-х гг.
Плоский мост. Фото 1930-х гг.

Большой и Малый каменные мосты были построены в конце 90-х годов XVIII века, взамен деревянных. Два моста соединяли с противоположных сторон большой по площади Захаров остров и Круговую дорогу, которая была проложена вокруг Белого озера.

Автором мостов считается придворный архитектор В.Бренна. Каменными работами руководил известный каменный мастер Иван Висконти, а подрядчиком был купец Макей Воробьев: «Купец Макей Федоров сын Воробьев договорился выстроить в здешнем англицком саду два каменных моста: первый супротив плотины, а второй на дороге возле повороту к Холодной бане, из казенного черницкого камня». Мосты по проекту предполагалось украсить скульптурой: Большой каменный – кентаврами, а Малый – львами и декоративными вазами. Но этот замысел не был осуществлен.

В одном из самых поэтичных уголков Дворцового парка находился Плоский каменный мост. В устье Серебряного озера он соединял придворцовую часть с Длинным островом. Через мост проходила живописная дорога от дворца на берег Серебряного озера, а затем дальше к террасе-пристани на Длинном острове. До войны на мосту назначали свидание влюбленные парочки и нравилось фотографироваться туристам.

Горбатый мостик был построен в 1801 году под руководством архитектора Андриана Захарова, автора здания Адмиралтейства в С.-Петербурге. Он соединяет две части Длинного острова. В конце XVIII века на его месте существовал сначала «на козлах деревянный мосточек длиною 10 сажень», а затем – каменный с четырьмя обелисками и чугунными цепями.

Своей изящной формой гатчинский мост напоминает знаменитые венецианские горбатые мостики. Во время путешествия по Италии помимо других городов Павел Петрович также посетил Венецию. В честь наследника российского престола в городе была устроена большая регата, а феерический праздник-карнавал на площади Сан Марко продолжался до глубокой ночи. Через 20 лет, утверждая проект, император Павел I возможно мечтал, как будет проплывать под высоко поднятой над водой аркой гатчинского мостика и вспоминать прекрасную Венецию, «королеву Адриатики».

Красивый силуэт Горбатого мостика эффектно выделяется на фоне голубого неба и воды среди зелени Длинного острова. Это единственный каменный мост, который чудом уцелел во время войны, хотя тоже был подготовлен фашистами для взрыва. С горечью надо добавить, что сегодня Горбатый мостик неузнаваемо искалечен современными вандалами и требуется его основательная реставрация.

Гатчинский парк. Карпин мост. Акварель Г.С. Сергеева. Кушелевский альбом. 1798
Акварель Г.С. Сергеева. Кушелевский альбом. 1798
Гатчинский парк. Львиный мост
Львиный мост

Вблизи дворца находится Карпин мост. Разрушенный в годы войны мост удалось восстановить в 80-годы ХХ века. Карпин мост, как и Горбатый, соединяет две части Длинного острова. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.

Автором моста предположительно является В.Бренна. Строгие лаконичные формы моста, с выступающими в форме трапеции площадками и сплошным каменным парапетом перекликаются с архитектурой боковых флигелей и башен дворца.

По обеим сторонам Карпина моста созданы контрастные по эмоциональному воздействию пейзажи. С одной стороны – спокойное водное зеркало, в котором отражается мост, с другой - бурлящий поток падающей воды несется среди живописно разбросанных камней-валунов.

Гатчинский парк. Карпин мост
Карпин мост
Гатчинский парк. Мост с кордегардиями
Мост с кордегардиями

На противоположной узкой стороне Карпина пруда, там, где вода из протоки наполняет водоем, находится еще один каменный мост - Захаров или Львиный. Он построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века.

Рядом с Львиным мостом на дороге, разделяющей Дворцовый и Приоратский парки, находится Адмиралтейский мост. Одноарочный каменный мостик с двух сторон имеет небольшие караульными помещения - кордегардии. Эти каменные кордегардии являются еще одним напоминанием о Шантильи, т.к. подобные до сих пор находятся у входа на площадь Коннетабля в замке Конде.
В.В. Федорова
Фото Г. Пунтусовой


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»