Гатчина – Версаль Павла I
2-я часть

Большое влияние на художественные взгляды и пристрастия вел. князя Павла Петровича оказало путешествие по Европе, которое он совершил с супругой под именем графа и графини Северных в 1781-82 гг.

Портрет вел. князя Павла Петровича - графа Северного
Портрет вел.кн. Павла Петровича -
графа Северного
Портрет вел.кн. Марии Федоровны - графини Северной
Портрет вел. кн. Марии Федоровны -
графини Северной
Во Франции особое впечатление на Павла Петровича произвел замок принца Луи-Жозефа Конде и окружающие его парки, первоначально спланированными знаменитым Андре Ленотром. Резиденция принца Конде находилась в Шантильи в 40 км от Парижа. Благодаря владельцам замка, а это были французские короли, принцы или великие полководцы, Шантильи не уступало по красоте, роскоши и богатству знаменитым королевским замкам. До сих пор Шантильи по праву называют «Версалем Конде».

О приеме, устроенном в честь высоких гостей из России, долго говорили при французском дворе, а по всему Парижу разнеслась известная фраза: « Король принял князя Северного как друга, Орлеаны приняли его как гражданина, но монсеньер принц де Конде как суверена». Восхищенный резиденцией Конде вел.князь Павел Петрович пожелал иметь у себя в России планы и чертежи всего, что он видел. Через два года он получил в подарок от принца Конде такой сборник чертежей, позже названный «Альбомом графа Северного».

Материалы этого альбома дали богатую пищу для фантазий на французские темы в резиденциях Павла. В Гатчине появились парадные Придворцовые сады и Карпин пруд, торжественный ансамбль площади Коннетабля и изящное здание Кирасирских казарм, загадочный парк «Сильвия» и очаровательный остров Любви.

В те времена художественные заимствования были частым и считались естественным явлением. Однако следует отметить, что в Гатчине использованные французские образцы творчески перерабатывались. На русской земле, под неярким северным небом они производили совсем другое впечатление.

Гатчинский парк. Павильон Венеры.
Павильон Венеры
Вид на белое озеро и павильон Венеры. Гатчинский парк
Вид на белое озеро и павильон Венеры

Французским уголком в Дворцовом парке является остров Любви. Его по праву можно назвать «островом воспоминаний». Павлу Петровичу и Марии Федоровне остров напоминал о молодости, счастливых днях и увлекательном путешествии. «Зачарованный остров» был местом уединения, романтических свиданий, тайных встреч вдали от посторонних глаз.

Остров Любви - один из многочисленных искусственных островов. Он появился в 90-е годы XVIII века. Естественный мыс озера был отделен от суши двумя прямыми каналами. Берега острова и каналов укрепили деревянным шпунтом. В сторону озера построили два каменных балкона, с который открывались широкие водные просторы с далекими перспективами. В конце XIX века над каналами появились металлические мостики с ажурными перилами по проекту инженера Л.Ф. Шперера. Они заменили ранние деревянные мосты.

Сад на острове Любви был спланирован в регулярном стиле. Лучи-дороги пересекались поперечными дорожками. Между ними были устроены боскеты или «зеленые кабинеты» с фигурными площадками, цветниками и скульптурой античных богов любви.

В плане остров получился в форме треугольника. В 1792 году на его острой оконечности был воздвигнут Храм Любви, с трех сторон окруженный водой.

Гатчинский парк. Павильон Венеры.
Вид на павильон Венеры с Белого озера
Интерьер павильона Венеры
Интерьер павильона Венеры

Как и Березовый домик, павильон Венеры полностью выполнен в дереве. Он поставлен на каменный цоколь и дубовое свайное основание. Фасады павильона одеты в легкую трельяжную сетку и украшены деревянной резьбой. Вход в храм со стороны острова оформлен изящным портиком с колоннами ионического ордера. На фронтоне портика изображены эмблемы богини любви: колчан со стрелами амура и пылающий факел. Над дверью выложено бронзовыми буквами «Остров Любви. Павильон Венерин».

Живописный плафон Триумф Венеры в павильоне Венеры
Живописный плафон Триумф Венеры
Катаясь на лодках по озеру, в павильон можно было войти через маленький балкон-крыльцо. Большой парадный зал павильона – очень светлый и торжественный. В летний день солнечные блики от воды, которая плещется за окнами, играют на стенах, потолке, паркете. Кажется, что павильон, как корабль, плывет по озеру.

Золотисто-желтые стены зала украшены орнаментальной росписью, а картинами служат пейзажи самого озера, которые видны через окна. Эти живые пейзажи повторяются, отражаясь в зеркалах. Весь потолок занимает огромный живописный плафон «Триумф Венеры» немецкого художника Я. Меттенляйтера, посвященный богине, вечно юной и прекрасной.

По первоначальному замыслу вода была не только за стенами павильона, но и внутри – изливалась в беломраморные чаши четырех фонтанов. Она поступала из озера по специальной системе.

Гатчинский павильон, построенный под руководством архитектора В.Бренны, значительно отличается от французского образца. По форме он строже, лаконичнее, лишен многочисленных декоративных украшений, что соответствует стилю пейзажного парка. Во время праздников павильон Венеры мог служить прекрасной зрительской площадкой. Через распахнутые двери-окна можно было видеть театральные представления и фейерверки, которые устраивались на Длинном острове и на озере.

Гатчинский парк. Павильон Венеры.
Проект павильона Венеры в Гатчине
Проект павильона Венеры в Шантильи
Проект павильона Венеры в Шантильи

Особенно велика роль павильона в композиции Белого озера и Дворцового парка. Павильон является важной художественной доминантой. На него ориентирована главная видовая ось, которая связывает два берега Белого озера. Одна из самых глубоких перспектив и впечатляющих по красоте панорам Белого озера, – это вид на павильон Венеры от Адмиралтейских ворот.

Во время Великой Отечественной войны Храм Любви чудом уцелел, хотя и был значительно поврежден. В послевоенные годы после частичной реставрации остров Любви и павильон Венеры стали местом отдыха и народных гуляний. В павильоне работал читальный зал, клуб шахматистов, проводились концерты. В 70-е годы после выполнения очередных реставрационных работ Храм Любви был открыт как музейных парковый павильон.

Прошли два века. В Шантильи Храм Любви был разрушен во время Французской революции, а в Гатчинском парке революции и войны пощадили павильон. Сегодня он является уникальным памятником деревянной парковой архитектуры конца XVIII века.


В.В. Федорова
Фото Г. Пунтусовой


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»