Гатчинский парк

Остров Любви

Со второго каменного моста открывается великолепный вид вдоль Белого озера с голубым Павильоном Венеры, белеющими статуями большой террасы против дворца и высокими «Адмиралтейскими» воротами на дальнем плане. Дальше дорога идет по самому берегу, у которого расположено несколько островков с красивыми купами деревьев. Два чугунных мостика соединяют берег с Островом Любви, самым дальним из них.

Интерьер павильона Венеры на острове Любви в Гатчинском парке
Интерьер павильона Венеры на острове Любви
Павильон Венеры в Гатчинском парке
Павильон Венеры

Этот остров искусственный. Он имеет довольно правильную треугольную форму и отделен от берега прямолинейными каналами. Уже упомянутый выше регулярный сад разбит на острове. Деревянный Павильон Венеры, обращенный фасадом в сад, стоит над самым озером на узком мысе, поднимаясь тремя стенами прямо от воды. Фасад павильона украшен четырьмя колоннами с ионическими капителями; на фронтоне рельефные изображения атрибутов богини любви: колчан, полный стрел, и пылающий факел.

Над входом до 1917 г. была доска с надписью «Остров любви. Павильон Венерин».

Павильон Венеры в Гатчинском парке
Павильон Венеры
Павильон Венеры в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой
Павильон Венеры

Павильон сильно пострадал внутри во время революции. Разбит один из четырех мраморных фонтанов в виде плоских чаш. Уничтожены зеркала, в которых отражались струи фонтанов. Живопись стен и потолка сохранилась довольно хорошо. Потолок расписал Яков Меттенлейтер (1797 г.), изобразив триумф Венеры. Богиня с развевающимся розовым покрывалом сидит в колеснице-раковине, которую влекут по облакам два лебедя; девушки усыпают путь цветами; летающие купидоны стреляют из луков стрелами любви. Меттенлейтер, придворный художник Павловского времени, был мастером весьма посредственным. С гораздо большим совершенством выполнена роспись на падугах и стенах. Это орнаменты, писанные гризайлью, по желтому золотистому фону на стенах и по голубому фону над дверями. На падугах изображены амуры. Паркет здесь - часть старого пола из Белого зала дворца, где он был обновлен с сохранением рисунка в 1887 г.

Радостную картину представляла внутренность павильона, когда бывали открыты три двери на озеро, и солнце, отраженное водой, заливало зал, освежаемый струями фонтанов. Гатчинский Павильон Венеры есть почти точная копия с Павильона Венеры в Шантильи. Это знаменитое своими красотами поместье принца Конде совершенно очаровало Павла во время заграничной поездки 1781 г. Отсюда несколько заимствований: в Гатчине, как в Шантильи, появился и Остров Любви с Венериным павильоном, Сильвия, Зверинец, Коннетабль, Лабиринт и пр.

Чертежи павильона Венеры в Гатчинском парке и в Шантильи
Чертежи павильона Венеры в Гатчинском парке и в Шантильи

Убранство Гатчинского парка, особенно амфитеатр и павильон Венеры, вносят существенное дополнение в характеристику вкусов Павла I. Не надо забывать, что Гатчина целиком устраивалась почти заново под руководством самого Павла с 1783 г., когда она стала, по словам великой княгини Марии Федоровны, «опасной соперницей» для Павловска, детища Марии Федоровны.


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»