Гатчинский парк

Амфитеатр (Карусель)

Недалеко от Лесной оранжереи по дороге к Сильвийским воротам находится Амфитеатр или Карусель. Постройка относится к 1797 г. Его внешние стены, достигающие почти двух сажен высоты, сложены местами из пудожского камня. Накрест расположены четыре проема для ворот с ведущими на верхние места узкими каменными лестницами.

Проект Амфитеатра
Проект Амфитеатра
Проект Амфитеатра
Проект Амфитеатра

Амфитеатр в полном запустении. Сглажены временем дерновые скамьи, спускавшиеся, к круглой арене. Арена заросла травой. Нет статуй на массивных четырех постаментах, расположенных накрест между воротами наверху стен. Была ли доведена постройка до конца? Закончены были вероятно только земляные и каменные работы. В альбоме адмирала Кушелева есть изображение амфитеатра в том виде, как его думали окончательно устроить. Густые стриженные шпалеры повышали больше чем в два раза внешние стоны амфитеатра. В них были просветы против ныне пустых пьедесталов, занятых мраморными группами сентиментального характера. На двух таких же пьедесталах, стоящих на уровне арены, у двух фальшивых ворот стояли мраморные фигуры амуров. Верхи лестниц украшали восемь золоченных ваз и арену столько же высоких курильниц (плоские чаши на тонких ножках). Действовавшие ворота от оранжереи к Сильвии имели решетку к виде копий и вензель Павла Петровича над ней. Мы не знаем, служил ли амфитеатр хоть раз местом каруселей, какие устраивал Павел в Гатчине, увлекаясь этой старинной придворной игрой, заменившей в новое время с XVII в. прежние кровавые турниры. В архиве Гатчинского дворца найден любопытный документ-проект карусели, которая должна была состояться на лугу перед дворцом наследника престола. Вот этот документ:

Краткое описание Карусели, проектированной для Гатчины
«На большем лугу перед главным фасадом дворца, по ту сторону рвов, будет устроено поле, длиною в 80 саж. и шириною в 40 саж., окруженное барьером, высотою по локоть, открывающимся по середине против дворца; на противоположной стороне будет построена трибуна с сидениями, идущими уступами и обитыми венецианской материей, с гербом Его Высочества. По обе стороны трибуны, несколько ниже, за барьером будут помещены два оркестра музыки, а в обоих углах по той же линии будут поставлены две палатки - одна с прохладительными и закусками, а другая для рыцарей, исполнивших свою задачу, где бы они могли сменить тяжелую обувь на более легкую для танцев. В обоих углах входа на поле будут построены небольшие павильоны, для помещения барьерной стражи, трубачей и оружия.

Ход карусели
«Время, назначенное для сбора на поле, будет возвещено пушкою; при втором выстреле двор двинется в порядке, чтобы занять свои места (Герольдмейстер будет уже на поле, стража и музыканты на своих местах). Герольдмейстер велит открыть барьер и подаст знак музыке к началу; он выйдет за барьер, вне поля, салютуя своим опущенным жезлом все время прохождения двора, при звуках музыки. После этого он опять выйдет на поле и прикажет закрыть барьер, когда двор займет свои места. Пушечный выстрел возвестит прибытие рыцарей; тотчас трубачи выйдут из палаток, находящихся по обоим сторонам входа на поло, и заиграют на своих трубах при звуках литавр. Под портиками, что с каждой стороны дворца, вдруг появятся рыцари различных кадрилей, в полном порядке, верхом на своих конях. Впереди каждой колонны идет трубач, а также по герольду со штандартами судей поля; за ними следуют пажи с гербами судей, за ними верхом едут судьи со своими гайдуками. Герольдмейстер велит открыть барьер, чтобы пропустить судей поля, которые медленно приблизятся к трибуне и, отдав поклон, займут свои места. Герольды установят по обе стороны трибуны их стяги с привешенными к ним гербами.

«Тем временем, рыцари, в должной порядке, ожидают вне поля знака появиться. Герольдмейстер подойдет к барьеру с внутренней стороны для опознания рыцарей, которые проедут на встречу друг другу перед барьером, дабы Герольдмейстер ознакомился с их стягами. Это называлось etre blasonne.

Карусель
Карусель
«Герольдмейстер тотчас доложит о том судьям, которые прикажут открыть барьер, что и будет исполнено при звуках оркестров. Герольды станут во главе каждой колонны, и рыцари, обнажив мечи и держа их вверх, шагом въедут на поле, сопровождаемые каждый своим гайдуком в одежде их цветов, с их стягами и копьями. Они проедут друг другу навстречу перед трибуной и просалютуют мечами со всем изяществом, какое только может быть сообщено этому благородному движению. После этого они в том же порядке станут у входа на поле. Их гайдуки, возвращаясь по дороге, расставят но сторонам поля, вдоль барьера их стяги, при которых и останутся. Поле будет таким образом обрамлено, что придаст красоты общему виду. Оставшиеся у барьера рыцари будут ожидать знака к началу упражнений. Разыгрываемо будет одновременно два кольца: одно - рыцарем едущим с правой стороны, а другое - рыцарем, едущим с левой стороны, так чтобы при встрече они проезжали также перед взорами двора.

«Число колец будет соответствовать числу рыцарей. Будут также две головы, разыгранные таким же способом, картонные шлемы, которые должны быть поднимаемы мечом, две фигуры для ломания копий. Каждый успех будет празднуем тушен. Победитель получит венок из цветов. Другие, отличившиеся своей ловкостью рыцари, получат букеты. Для получения награды герольдмейстер, сопровождаемый герольдами, поведет рыцаря пешим, с его гайдуком, несущим его стяг, и ведущим в поводу его коня. Приблизившись к ступеням трибуны, рыцарь, обнажив голову, отвесит глубокий поклон и тут, при звуках музыки и аплодисментах, получит награду своей ловкости, после чего его отведут в одну из палаток, где бы с него сняли сапоги, и он мог бы одеть обувь для танцев, а затем он займет место на трибуне.

«По окончании этих игр и по уборке всех карусельных принадлежностей, с обоих концов поля будут впущены различные кадрили из кирасир, которые произведут военные построения с наивозможною ловкостью и отчетливостью.

«По окончании всех упражнений начнется возвращение с поля в следующем порядке. Герольдмейстер верхом с эскортом трубачей откроет шествие; за ним сейчас же следуют герольды и пажи в двух колоннах из гайдуков рыцарей, которые поведут в поводу коней своих господ и понесут их стяги. «Двор, при звуках труб и оркестров, прошествует между двух линий выстроившейся фронтом кавалерии. За двором проследуют рыцари, ведя под руку дам. В таком порядке шествие вступит в зал, где будет дан бал с последующим рыцарским ужином».

Карусели были красивым, пестрым зрелищем, так как участвующие «кадрили» отличались или цветами одежд или национальными костюмами. В знаменитой карусели в Петербурге в 1766 г. были кадрили: «славянская», «индийская», «турецкая» и «римская». О роскоши костюмов предводителей кадрилей можно судить по портретам братьев Орловых, украшающих Медвежью лестницу Гатчинского дворца.

В XIX в. амфитеатром пользовались, по-видимому, для петушиного боя - на это указывает сохранившееся до сих пор за этим местом название - «Петушиный бой».


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»