Гатчинский парк

Сильвия

Парк Сильвия
Парк Сильвия. План
Парк Сильвия
Ворота в парк Сильвия

К дворцовому парку примыкают Сильвия и Зверинец. Сильвия по самому своему названию должна была походить на лес. Она и кажется таким в отдельных своих уголках, запущенная, с топкими болотистыми полянами, и только правильная форма их, да расходящиеся радиусами от Сильвийских ворот три просеки указывают на то, что здесь работал садовый мастер.

Правая из них приводит к странному памятнику. На болотистой поляне, недалеко от заборов Фермы, стоит на пьедестале статуя, изображающая женщину, закутанную и плащ. В опущенной левой руке она держит книгу, голова грустно склонена немного набок. Сырость этого места покрыла белый мрамор пепельным налетом. Кого изображает эта фигура? Ее место скорее на кладбище или в нише церковной стены.

Ферма в Гатчинском парке
Ферма
Сильвия. Фото Галины Пунтусовой
Сильвия

На берегу пересекающей Сильвию речки Гатчинки стоит Ферма, здание павловского времени, с плоским куполом над центральной частью, наиболее роскошно убранной внутри. От прежней обстановки теперь сохранилась лишь великолепная хрустальная люстра, висящая под куполом ротонды. Малиновые штофные завесы, драгоценные бронзовые стенники в виде букетов роз и гвоздики из этого помещения и картины из двух боковых комнат ныне находятся во дворце. За Этим художественно убранным рядом комнат помещается скотный двор. Так соединяли в XVIII в. привычку к роскоши с модным сельским бытом. Невдалеке от Фермы, на другом берегу Гатчинки стоит Птичник. Здесь было птичье царство. Павлины, лебеди, куры, утки и изобилии наполняли окрестность. Близ Фермы находятся новые Черные ворота. Дорога от них через полотно железной дороги идет к «Заячьему ремизу» и Егерской слободе, которые напоминают, главным образом, об охотничьих подвигах Александра II, увековеченных на многочисленных акварелях Зичи в Гатчинском дворце.

Наумахия в Гатчинском парке
Наумахия
Наумахия в Гатчинском парке
Наумахия

В пределах Сильвии, немного ниже по течению Гатчинки, находится каскад, над которым устроен мост-руина, а на берегу валяются в беспорядке почерневшие обломки мраморных колонн над чем-то в роде маленького амфитеатра, открытого в сторону Гатчинки. Место арены занимает бассейн, питаемый ключей. Это не что иное, как миниатюрная копия о сиракузской Наумахии. Нетрудно объяснить появление в Гатчине подобной копии с античных руин. Вторая половина XVIII в. есть время увлечения раскопками. Мы видим Павла Петровича - великого князя - среди развалин римского Форума на картине Дюкро в Гатчинском дворце. Руины - один из любимых декоративных мотивов в живописи и в садовой архитектуре того времени.


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»