Царство Флоры
Среди неясных шорохов и странных звуков, которыми наполнен ночью гатчинский Дворец, вдруг различаешь чарующую музыку, доносящуюся из Собственного садика. Сквозь окна в утреннем молочном тумане, заволакивающем сад, кажется, видишь, как в каком-то вакхическом танце медленно кружат свой хоровод загадочные лесные существа.

Но вот первые лучи солнца рассеивают сказочный туман - и наваждение исчезает. Вновь на центральной площадке, куда сходятся 12 дорожек сада, в каменном плену на пьедесталах замерли мраморные изваяния. Только лукавые улыбки застыли на их лицах, в изящном повороте - голова и взмах руки их прекрасной богини. Может быть, такие видения порождают неиссякаемые истории и леденящие душу легенды о неземных обитателях старого Гатчинского замка?

Гатчинский парк. Собственный садик Собственный садик, а также Нижний и Верхний голландские, Липовый - это целостный художественный ансамбль придворцовых садов, объединенных общим планом, стилем и историей создания. Придворцовые сады в их строгой торжественной красоте являются как бы продолжением архитектуры Гатчинского Дворца, анфиладами зеленых залов под открытым небом. Их прямые дорожки и фигурные площадки были расчерчены по законам геометрии. Их пространство по законам парковой архитектуры было разделено зелеными стенами и крытыми коридорами из стриженого кустарника. Их устилали мягкие ковры из трав с яркими цветочными узорами. Красочные сочетания и изящные формы цветов сочетались с экзотическими ароматами, наполняющими не только сады, но и помещения дворца.

...царицей придворцовых садов является Флора Скульптура в садах олицетворяла единство природы и искусства. Статуи подчеркивали центры композиции, на них были ориентированы перспективы дорог и аллей. Очень важную роль играла тематика скульптуры, те образы, которые она воплощала. Среди статуй античных богов и героев, несомненно, царицей придворцовых садов является Флора. Ее изящная фигура, созданная итальянским мастером Фабио Медико из белоснежного каррарского мрамора в XVIII веке, возвышается на пьедестале над Собственным садиком. Античная богиня, одетая в тунику с накинутым на плечо плащом, в левой руке держит венок из цветов, которым венчает своих подданных, а правой прикрывает цветочную корзину.

Собственный сабик и Голландские сады Великий князь Павел Петрович приказал устроить сады в так называемом "регулярном" стиле близ дворца в 90-е годы, - в период активной перестройки дворцово-паркового ансамбля Гатчины. Эти сады стали данью воспоминаниям о путешествии по Европе наследника престола с супругой Марией Федоровной и об увиденных знаменитых парках Италии, Франции и особенно в поместье Шантильи под Парижем.

Возможно, идея триумфа богини садов, цветов и юности также была навеяна знаменитыми полотнами Сандро Боттичели, Никола Пуссена и других художников, которыми любовались Павел Петрович и Мария Федоровна в картинных галереях королевских дворцов. На них в заколдованных волшебных садах веселятся, танцуют персонажи античных мифов из поэмы Овидия "Метаморфозы", в которой самыми поэтичными являются рассказы о превращениях цветов. Помните, о Нарциссе - символе самовлюбленности, Адонисе, растерзанном вепрем и превращенном в анемон, - символе скорби, Гиацинте, любимце Аполлона, - символе дружбы и верности?

Название "голландских" сады тоже получили не только за свой небольшой размер, как в Голландии, дорожащей каждым клочком земли, отвоеванной у моря, но и за тюльпаны - символ этой маленькой страны, которые высаживались во времена Павла I.

Зато в конце XIX века Нижний садик стали называть "сиреневым" - весной под пенье соловьев здесь распускалась сирень. На картине известного художника А.К.Беггрова, который жил, работал и был похоронен в Гатчине, запечатлен сад того времени: о золотисто-желтые стены Арсенального каре, освещенные ярким майским солнцем, бьются сиреневые, лиловые, розовые волны цветущих кустов. И сегодня старожилы помнят, как уносили они из сада благоухающие ветки гатчинской сирени, ставшей символом нашего города:
"Растворил я окно...
И в лицо мне пахнула
весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени..." (К.Р.)
Существует старая, скандинавская легенда о том, что богиня Весны сжалилась над северными странами с бедной растительностью и из оставшейся у богини Радуги лиловой краски украсила их землю чудесными кустами сирени. Известно, что супруга императора Александра III Мария Федоровна была родом из Дании, и, возможно, гатчинская сирень напоминала ей о доме, о родных, о детстве и юности. Не случайно сирень считается символом разлуки.

начало | продолжение | окончание


©  В.В. Федорова, научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»
Вебмастер Г. Пунтусова

Перепечатка без ссылки на сайт www.history-gatchina.ru запрещена