![]() ![]() Но вот первые лучи солнца рассеивают сказочный туман - и наваждение исчезает. Вновь на центральной площадке, куда сходятся 12 дорожек сада, в каменном плену на пьедесталах замерли мраморные изваяния. Только лукавые улыбки застыли на их лицах, в изящном повороте - голова и взмах руки их прекрасной богини. Может быть, такие видения порождают неиссякаемые истории и леденящие душу легенды о неземных обитателях старого Гатчинского замка? ![]() ![]() ![]() Возможно, идея триумфа богини садов, цветов и юности также была навеяна знаменитыми полотнами Сандро Боттичели, Никола Пуссена и других художников, которыми любовались Павел Петрович и Мария Федоровна в картинных галереях королевских дворцов. На них в заколдованных волшебных садах веселятся, танцуют персонажи античных мифов из поэмы Овидия "Метаморфозы", в которой самыми поэтичными являются рассказы о превращениях цветов. Помните, о Нарциссе - символе самовлюбленности, Адонисе, растерзанном вепрем и превращенном в анемон, - символе скорби, Гиацинте, любимце Аполлона, - символе дружбы и верности? Название "голландских" сады тоже получили не только за свой небольшой размер, как в Голландии, дорожащей каждым клочком земли, отвоеванной у моря, но и за тюльпаны - символ этой маленькой страны, которые высаживались во времена Павла I. Зато в конце XIX века Нижний садик стали называть "сиреневым" - весной под пенье соловьев здесь распускалась сирень. На картине известного художника А.К.Беггрова, который жил, работал и был похоронен в Гатчине, запечатлен сад того времени: о золотисто-желтые стены Арсенального каре, освещенные ярким майским солнцем, бьются сиреневые, лиловые, розовые волны цветущих кустов. И сегодня старожилы помнят, как уносили они из сада благоухающие ветки гатчинской сирени, ставшей символом нашего города: "Растворил я окно...Существует старая, скандинавская легенда о том, что богиня Весны сжалилась над северными странами с бедной растительностью и из оставшейся у богини Радуги лиловой краски украсила их землю чудесными кустами сирени. Известно, что супруга императора Александра III Мария Федоровна была родом из Дании, и, возможно, гатчинская сирень напоминала ей о доме, о родных, о детстве и юности. Не случайно сирень считается символом разлуки. |
© В.В. Федорова, научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» © Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия» Вебмастер Г. Пунтусова Перепечатка без ссылки на сайт www.history-gatchina.ru запрещена |