Исторический журнал Гатчина сквозь столетия

14.7.2008
Памяти реставратора Н.В.Краснова

Прекрасное наследие прошлого – Большой и Приоратский гатчинские дворцы, а также исторические объекты Гатчинского района - сохранены и восстановлены благодаря таланту, кропотливому и самоотверженному труду людей, чья профессия реставраторы.

Один из них - Генеральный директор ООО «Дворец» Евгений Васильевич Краснов, трагически погиб на работе 8 июля. Он упал с высоты во время реставрации церкви в деревне Петрово. При жизни о нем писали не много, поэтому теперь сложно восстановить подробности его работы. Но залы, церкви, решетки, балконы, лепка, мосты, садики – все, над чем работал Евгений Васильевич, теперь будет радовать взгляд жителей и гостей Гатчины.

Сохранились записи реставратора, которые бережно хранит его дочь Ольга – директор «Лавки художника», созданной Евгением Васильевичем. Вот часть перечня этих трудоемких работ:

1992 год. Подземный переход. Фундамент Приоратского дворца. Ж/д № 5 (кровля, отопление, т/трасса). Собственный садик (перголы…). Часы Сигнальной башни, флагшток. Птичник. Плац! Центр корпуса, караульные будки, шлагбаум.

1993 год. Приоратский Дворец (усил. ф-тов, побл. стенки). Изготовление часов для часовой башни. Кирпичная кладка Японской галереи. Антресольный этаж Арсенального каре. Дирекция. Разборка перемычки у Павловского моста. Благоустройство (камни…) Собственного садика. Каменная терраса. Ограда Собственного садика. Балясины. Реконструкция системы отопления антресольного этажа Арсенального каре.

1994 год. Электромонтажные работы по подвалу Арсенального каре. Кирпичная кладка Японской галереи. Пешеходный мост через озеро Белое. Ограждение и балюстрада Собственного садика. Винтовая лестница центрального корпуса дворца.

1995 год. Отопление Арсенального каре по стоякам. Работы по помещению дирекции. Концепция развития Гатчинского дворца молодежи. Воссоздание купола башни Ротонды. Отмостка, парапет, пандус центрального входа дворца + скульптуры. Электромонтажные работы по Арсенальному каре. Усиление ф-нов Приората. Световой фонарь над мраморной лестницей. Ограждение и сторожевые будки Приоратского дворца.

1996 год. Зал открытого хранения оружия. Столярка по Приоратскому дворцу. Кровля, перекрытия, фасады, балкон по пр. 25 Октября. Мост через озеро Белое. З-д Лукаши (кровля).

1997 год. Благоустройство Приората, кровля, кессон, потолки, электроснабжение. Домовая труба з-да 218 (VII). Балкон на пр. 25 Октября. Терраса, балкон Собственного садика.

1998 год. Восстановление фонаря над мраморной лестницей. Воссоздание металлической решетки и ставней подвала центрального корпуса дворца. Реставрация покоев анфилады Марии Федоровны (март). Павловск. Уличные фонари на кронштейнах. Приоратский дворец (Капелла…эл. освещ). Кровля административного здания 218 АРЗ (IX).

1999 год. Египетский вестибюль. Ворота России. Павильон «Вольер». Приорат (печи каминные). 218 АРЗ (круглое здание, кровля). Купол Итальянского зала. Библиотека Росси. Крыльцо гостин.

2000 год. Колок. над Церковным корпусом. Библиотека Росси. Балкон научного отдела. Витрины. Центральный купол (кровля, окраска). Забор. 218 АРЗ (ремонт помещений I, II, III этажей).

Это далеко не полный перечень работ, выполненных лично Евгением Красновым и ООО «Дворец», руководителем которого он был, начиная с 1993 года. В лучшие годы численность этого предприятия достигала шестидесяти человек. Это была самая мобильная команда реставраторов-профессионалов в Гатчине. Краснодеревщики, кузнецы, скульпторы и представители других специальностей работали на предприятии, как одна семья. В тяжелые 90-е годы Евгений Васильевич принимал на работу молодых и обучал их искусству реставратора. Многие из них теперь достойно трудятся на объектах Петербурга.

Е.В.Краснов родился в 1945 году в городе Кинешма Ивановской области в рабочей семье – мать была медицинской сестрой, а отец – слесарем. Пока родители были на работе, мальчик проводил время в компании дворовых ребят. По характеру он с детства был лидером. Евгения увлекал спорт: лыжи, волейбол. Был подвижным, иногда не в меру: не раз ему накладывали гипс на переломы. После окончания средней школы пошел служить в армию, попал в химические войска. После армии поступил в Саратовский строительный институт, на отделение «Промышленно-гражданское строительство». Вскоре он женился. Его жену Ирину направили по распределению в Красноярск, куда они поехали вместе. Трогательным было прощание друзей с молодой парой. Красновым они оформили прощальный адрес, который, как память, бережно хранится в семье до сих пор. «Огромного счастья хорошему человеку», - пишет Чистова. «Милый Женечка! Ты был и будешь «слуга Царю, отец солдатам», а для меня – ты значительное явление в жизни. Спасибо тебе за добро, за многое, что ты нам, желторотым, дал». Это был 1970 год. И пожелания на дорогу: «Жизнь твоя, я знаю, будет светлой и счастливой. Доброго тебе пути, Женечка!».
Молодым специалистам дали однокомнатную квартиру. Вскоре у них родилась дочь Ольга. Через пять лет появился на свет сын Александр.
Красновы несколько раз начинали свою жизнь с чистого листа: сдавали квартиры и переезжали на новое место. Так судьба привела их в Ленинградскую область. Евгений Васильевич стал работать главным инженером в строительном тресте № 49, известном на весь Северо-Запад страны. На три года уезжали они работать в Норильск.

С 1981 года родным городом семьи Красновых стала Гатчина. Тут его таланты, организаторские и творческие, раскрылись в полной мере. О его вкладе в восстановление Гатчины мы уже говорили. Кроме этого в нашем прекрасном городе он стал художником.

Карандашом он хорошо рисовал давно, еще в школе принимал участие в выпусках школьной газеты. А теперь стал писать маслом. Холсты и рамки готовил сам. На первой картине он изобразил деревенский дом с террасой, залитой солнцем. За свою жизнь он написал около 50 картин, некоторые из них подарил друзьям, несколько картин было продано за границу, а остальные хранятся в его квартире.

За время жизни Е.В.Краснова состоялось две выставки его картин. Первая – в музее-усадьбе «Рождествено», вторая – в Районной библиотеке им. А.С.Пушкина. О первой выставке была статья в газете «Приневский край», о второй - в «Гатчинской правде». Евгений Васильевич радовался тому, что людям нравятся его картины, и часто перечитывал многочисленные отзывы.
И теперь память о нем останется в Гатчине не только как о реставраторе, но и как о художнике.

Зоя Бобкова

На главную страницу