Исторический журнал Гатчина сквозь столетия

23.5.2007
Дворец в Гатчине. Исторический очерк

Буклет Дворец в ГатчинеСреди изданий, рассказывающих о музее-заповеднике «Гатчина», выпущенных в свет в последнее время, обращает на себя внимание исторический очерк «Дворец в Гатчине».

За скромным заглавием этого небольшого издания, повествующего о жизни гатчинского дворца, вы обнаружите не только множество малоизвестных фактов, но и новый угол зрения на события, в нём происходившие. История дворца, рассказанная в очерке с простой и теплой интонацией человеком, связавшим с ним свою судьбу. Человек этот - Ирина Яковлевна Жилина, заместитель директора музея-заповедника «Гатчина» по маркетингу, рекламе и связям с турфирмами. Она начинает свой рассказ с главы, посвящённой графу Григорию Григорьевичу Орлову.

- Для нас, - пишет И.Я. Жилина, - Г.Орлов интересен своими государственными деяниями. Он был одним из создателей и президентом Вольного экономического общества, участвовал в переговорах с турками в Фокшанах в 1772 г. На протяжении всей своей жизни он занимался самообразованием: выучил французский и немецкий языки, любил физику, был почитателем М.Ломоносова и его друга физика Л. Эйлера. Плодом этой дружбы явился один из первых в России громоотводов, установленных Эйлером на Сигнальной башне Гатчинского дворца.
Мало оцененный своими современниками, Г.Орлов по характеристике Екатерины II, был «истинно великим человеком».

Другим великим человеком, послужившим в это же время России, был, с подачи автора очерка, Антонию Ринальди, который предстаёт перед нами не столько в ореоле классика архитектуры, сколько в образе работающего архитектора, сумевшего многое осуществить впервые. «Впервые архитектор отойдёт от традиционного оштукатуривания фасадов здания и облицует его местным известняком. Впервые перейдёт от канонов стиля барокко к классицизму и начнёт создавать на огромной территории английский - или пейзажный парк», - рассказывается в очерке. В рассказ о великих зодчих, потрудившихся в Гатчинском дворце, войдут имена В.Бренна, А.Захарова, Н.Львова, Р.Кузьмина и о каждом из них автор очерка найдёт теплые и точные слова.

Из всех венценосных владельцев Гатчинского дворца больше всего места в очерке уделено Павлу I. Ему посвящены две главы: как великому князю Павлу Петровичу и как императору Павлу I. И в каждой из них он предстаёт перед нами как реформатор и неутомимый строитель.

«В конце лета 1800 года императорский двор, как обычно, на осеннее проживание переехал в Гатчину. 1 ноября Павел I навсегда её покинет. Он спешит в столицу на освящение Михайловского замка. Спешит на встречу своей гибели», - так заканчивается рассказ о человеке, который сделал Гатчину поистине историческим городом.

В очерке мы доподлинно узнаем, каким идеалам юности оставалась верна супруга императора Павла I - Мария Фёдоровна, где, по одной из версий, простудился император Николай I, как готовили к служению России царя-освободителя от крепостного права Александра II, что нового было сделано во дворце и парке за годы пребывания императорской семьи Александра III в Гатчине, почему бывшую Гатчинскую мызу удалось превратить в роскошный дворцово-парковый ансамбль.

Страницы очерка о том, какой была жизнь Гатчинского дворца после революции, в первые месяцы Отечественной войны и после неё, написаны автором, как говорят, «глядя правде в глаза». Но несмотря на все исторические перипетии, уверяет она, «дворец всегда был очень привлекателен для экскурсантов». И тут мы, наконец, открываем секрет его вечной молодости.

- На его примере, - пишет И.Я. Жилина, - а это присуще только Гатчинскому дворцу, можно было познакомиться с разными стилями, веяниями моды, вкусами его владельцев.

Иными словами, Гатчинский дворец, в своем роде - сокровищница универсальная, не зря же его в предвоенные годы называли «пригородным Эрмитажем». Рассказывая о коллекциях скульптуры, живописи, мебели, оружия, бронзы, фарфора и тканей сегодняшнего дворца, автор очерка вновь и вновь подтверждает его уникальность.

Однако очерк о дворце в Гатчине не получился бы таким проникновенным, если бы его автор не стремилась рассказать о тех людях, которые в нем работали и работают сегодня. Книга пестрит отдельными и групповыми фотографиями сотрудников музея-заповедника. Автор фотографий - Галина Семеновна Пунтусова, редактор исторического журнала «Гатчина сквозь столетия». В очерке «Дворец в Гатчине» названы поименно не только все директора Гатчинского дворца-музея, но также его прошлые и настоящие реставраторы.

Остается представить автора этого исторического очерка - Ирину Яковлевну Жилину. Она работает во дворце-музее уже 22 года. Из них 17 лет Ирина Яковлевна возглавляла экскурсионно-методический отдел музея. Первые из многочисленных своих экскурсий она начала проводить в день открытия музея 8 мая 1985 года. Верная своему призванию, Ирина Яковлевна 13 лет сотрудничает с Российским кинофестивалем «Литература и кино», рассказывает звездам нашего экрана не только о Гатчине и Гатчинском районе, но также о Петербурге и его пригородных дворцах.



На главную страницу