Исторический журнал Гатчина сквозь столетия

26.7.2006
Возвращение субмарины

Макет подводной лодки С.К. Джевецкого, изготовленной в Гатчине30 июля Россия готовится отметить 310 лет Военно-морского флота. Для Гатчины это тройной юбилей: в 2006 году исполнилось 100 лет Подводному флоту России (в Гатчине несколько предприятий судостроительной промышленности) и 125 лет с момента демонстрации в Гатчинском озере первой подводной лодки, запущенной в серийное производство.

К этому большому празднику НПО «Севзапспецавтоматика» приготовило замечательный подарок: макет подводной лодки, которую изобретатель Степан Карлович Джевецкий демонстрировал императору Александру III и его супруге императрице Марии Федоровне. Макет внешне является точной копией исторической субмарины в натуральную величину, но внутри него нет механизмов. О создании макета рассказал В.А. Колесник, зам. Генерального директора по качеству и специальной технике, капитан I ранга запаса, профессор Военно-морского инженерного института.

Лодка, которую испытывали в Серебряном озере Гатчинского парка, была вторым вариантом (вторым корпусом) подводных лодок С.К. Джевецкого. Первый корпус был создан в Одессе, но в серийное производство запущен не был.
Второй корпус был создан и показан императору. Согласно воспоминаниям Алексея Николаевича Крылова (1863-1945) это происходило так:

«1 марта 1881 г. Александр II был убит, воцарился Александр III. Ему было доложено о лодке Джевецкого. Он пожелал ее видеть, было приказано привезти лодку в Гатчину и спустить в отличающееся прозрачностью воды Серебряное озеро, и назначен день показа лодки царю. Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей – любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.
Наконец, шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: «С’est le tribut de Neptune á Votre Majesté» (это дань Нептуна Вашему Величеству)».

После демонстрации лодки было принято решение о строительстве первой самой крупной в мире серии подводных лодок из 50 единиц. Уже в 1881 году они были построены. Основные технические характеристики:
Вес без груза 3,3 т
Водоизмещение 12,9 т
Длина 19,7 фута (5,9 м)
Высота с люком 5,5 фута (1,66 м)
Ширина 4,3 фута (1,33 м)
Глубина погружения до 40 футов (12 м)
Подводная скорость 2,5 узла (4,9 км/ч)
Обшивка из листов толщиной 5 мм
Экипаж до 4 чел.
Лодка могла погружаться и всплывать не только вертикально, но и под углом. Внутри лодки с помощью велосипедной цепи от кормы к носу перемещался груз и создавал дифферент.
Вооружение лодки составляли 50-фунтовые пироксилиновые заряды, которые размещались в резиновых мешках вне лодки. Их устанавливали под днищами вражеских судов, стоящих на якоре, подплывая под эти суда и отрезая веревку с зарядом.

После постройки 16 ПЛ остались в Кронштадте, 30 по железной дороге были отправлены на Черное море, 1 ПЛ оставлена в распоряжение заказчика - Инженерного управления.

Чтобы увековечить исторический факт, чтобы обратить внимание на то, что наш город является не только колыбелью военной авиации, но и родиной серийно созданного подводного флота, Гатчинское Морское собрание приняло решение о создании макета этой исторической подводной лодки С.К. Джевецкого, а НПО «Севзапспецавтоматика» воплотило его.

На факультете кораблестроения Военно-морского инженерного института оказались документы по корпусной части лодки, которая испытывалась в Гатчине (2-й корпус). Были сделаны фотографии 3-го корпуса лодки Джевецкого, которая находится в экспозиции Военно-морского музея в Санкт-Петербурге. На основании этих материалов был создан комплект рабочей документации, по которой и был построен макет.
Эскиз размещения макета подводной лодки С.К. Джевецкого на берегу Серебряного озера в Гатчинском паркеЭскиз размещения макета подводной лодки С.К. Джевецкого на берегу Серебряного озера в Гатчинском парке

30 июля, на время празднования Дня Военно-Морского флота, в Гатчине на ул. Соборной будет установлен макет подводной лодки для показа гатчинцам и гостям города. В организации экспозиции макета большую помощь оказал директор завода «Буревестник» В.Н. Глебов. В ближайшее время планируется создать музей под открытым небом и разместить в нем технику, которая создавалась и разрабатывалась в Гатчине. Экспозиция будет располагаться на площадке перед Авиаремонтным заводом. Завод уже собирается установить там вертолет.

Одним из замыслов создателей макета лодки было разместить его на берегу Серебряного озера перед гротом «Эхо». Рассказ об испытании подводной лодки был бы великолепным завершением экскурсии по таинственному подземному ходу Гатчинского дворца.

Выражаем благодарность за предоставленную информацию и помощь в организации фотосъемки Ю.И. Назарову, В.А. Колеснику, И.А. Семенову, К.М. Кляусу

Галина Пунтусова

На главную страницу