Исторический журнал Гатчина сквозь столетия

18.2.2010
Григорий Орлов и Гатчина

Портрет Г.Г.ОрловаВ петербургском издательстве «КОЛО» вышла книга А. Н. Спащанского «Григорий Орлов и Гатчина: история фаворита императрицы и его загородного имения». Она посвящена важной в истории Гатчины теме, которая не находила должного внимания у исследователей. Сам автор, научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» в 1999-2008 гг., начал свою научную деятельность с убеждением, что время Григория Орлова в Гатчине, охватывающее большой период с 1765 по 1783 г. (т. е. 18 лет), плохо документировано и вообще малоинтересно, т. к. было исключительно временем строительства дворца и парка.

Не стоит думать, что тема исследования ограничена рамками Гатчины и будет интересна только любителям этого далекого и, не будем скрывать, малопопулярного пригорода С.-Петербурга. Взаимоотношения заказчика и архитектора, отражение личности владельца на его жилище, влияние западноевропейской архитектуры на российскую, правила внутренней планировки дворцов в первой половине XVIII в. – эти и другие темы делают книгу универсальной.

Главное же её отличие от подобных исследований заключается в том, что автор дал иной взгляд на поставленные проблемы. Григорий Орлов для него не участник грандиозного исторического процесса, а обычный человек со своими достоинствами и недостатками, а Гатчинский дворец не «выдающийся памятник архитектуры периода раннего русского классицизма», а, в первую очередь, дворец, построенный хозяином для своих нужд и, следовательно, отражающий его, т. е. хозяина, личность; это его портрет, воплощенный в архитектуре.

Из книги читатель не узнает, что Григорий Орлов был гулякой и пьяницей, что Гатчинский дворец построен в подражание английским замкам и что он является памятником «переходного стиля от барокко к классицизму», что его стены облицованы пудостским камнем и что великий князь Павел Петрович, унаследовавший владение, создал его практически заново. Но зато читатель узнает, что назначение Григория Орлова на все его высокие должности не было его инициативой, а было нужно императрице Екатерине II, что во дворце были самые современные на тот момент «удобства», а также найдет ответ на вопросы, почему дворец имеет такой необычный для русской архитектуры облик и почему в XVIII в. кабинеты следовало размещать перед спальнями, а не наоборот.



На главную страницу