Исторический журнал Гатчина сквозь столетия

7.10.2009
Накануне 100-летнего юбилея Гатчинского военного аэродрома

Модель самолета Фарман-16. Проект памятника28 мая 2010 года Гатчина будет отмечать 100-летие Гатчинского военного аэродрома. Представительная делегация во главе с мэром города А.Р.Калугиным приняла участие в обсуждении организации проведения праздника в Прямом эфире Гатчинского телевидения "Ореол-ТВ". Активное участие в беседе принимали члены рабочей группы по празднованию В.И.Николаев и А.С.Якимчук.

Гатчина стала колыбелью русской военной авиации. К 100-летнему юбилею Гатчинского военного аэродрома Авиаремонтный завод Гатчины АРЗ-28 готовит модель самолета «Фарман-16», который будет установлен на площадке около авиа-музея АРЗ-28. 28 мая также и столетие рождения русской военной авиации. В то время нигде в России не было военного аэродрома. В мае 1909 года инженерное ведомство обратилось к военному министерству с просьбой получить в пользование гатчинское военное поле Кирасирского полка. В мае было дано разрешение заниматься на нем испытаниями аппаратов тяжелее воздуха и воздухоплавательными приборами. Одновременно такое же разрешение получил всероссийский императорский аэроклуб. Офицеры воздухоплавательного парка, не видя ни одного аэроплана вживую, начали строить 4 аэроплана, и в сентябре 1909 г. перевезли их на гатчинское военное поле для испытаний. А 11 октября аэроклуб организовал демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье, который до этого демонстрировал полеты в Варшаве, потом, в середине сентября, в Москве, а затем прилетел в Гатчину.

Таким образом, первые аэропланы, пусть несовершенные, появившиеся на гатчинском военном поле, были русской постройки. А в мае 1910 года нанятые инструкторы Николай Попов и француз Эдмонд начали обучать трех офицеров-воздухоплавателей: поручиков Георгия Горшкова, Евгения Руднева и Ивана Когутова полетам на аэропланах — они стали первыми, обученными в России, военными летчиками. Впоследствии Горшков и Руднев стали летчиками, а Когутов, после аварии, от авиации отошел и продолжил занятия воздухоплаванием.

А 15 мая (28 мая по новому стилю) заведующий аэродромом Георгий Горшков доложил генералу Александру Кованько о готовности аэродрома к работе. Таким образом, датой рождения Гатчинского аэродрома следует считать 15 (28) мая 1910 года.

Здесь проходили подготовку первые военные летчики, открылся авиационный отдел, который был переформирован в Военно-авиационную школу, было проведено много испытаний различного авиационного оборудования: самолетных радиостанций, приборов бомбометания, испытаний ранцевого парашюта Котельникова. На Гатчинском аэродроме в 30-е годы испытывались новые типы парашютов, парашюты для десантирования техники и, вообще, Гатчинский аэродром и гатчинские летчики-парашютисты, также как и специальная секретная лаборатория сыграли большую роль в развитии наших воздушно-десантных войск.

Среди выпускников Гатчинской военной авиационной школы есть много Георгиевских кавалеров: Петр Нестеров, Георгий Горшков, выдающийся русский ас (33 победы!) Александр Казаков и т. д., и даже - два Героя Советского Союза: Маврикий Слепнев и Михаил Бабушкин. На Гатчинском аэродроме оттачивал свое мастерство выдающийся советский летчик Валерий Чкалов.

Гатчина первой установила столько рекордов: из Гатчины до Санкт-Петербурга, из Гатчины до Киева, из Гатчины до Одессы — были перелеты, которых никто не совершал в таких масштабах, в таких пространствах. Они все характеризуют нашу колыбель авиации с той стороны, что она нашла в себе силы быть.
Мы действительно стоим у истоков первого военного аэродрома, воинской славы России.

Администрация Гатчины готовит к юбилею выпуск значков, флажков, вымпелов, авторучек, издание альманаха. Большое внимание уделяется тематической работе в школах. Это и выполнение заданий по истории гатчинского военного аэродрома на олимпиадах, и подготовка материалов по краеведению среди школьников, и проведение молодежных праздников по запуску воздушных шаров с корзинами, авиамоделей, других летательных аппаратов, и конкурс настенных газет, посвященных юбилею. А также встречи с ветеранами-авиаторами, проведение научно-практических конференций, оформление рукописной книги гатчинской школы № 2 «Их именами названы улицы Гатчины». Будет и наглядная агитация, посвященная юбилею, на городских улицах. Причем задолго до юбилея. Планируется сделать большое торжество, как в День города. Предполагается показательный полет легкомоторных самолетов и дельтапланов, парад воздушных шаров, показательные прыжки с парашютом, фейерверки.



На главную страницу