Скульптура Белого зала Гатчинского дворца.

Гатчинский дворец. Белый зал. Восточная стена
Белый зал. Восточная стена

Еще два бюста «Цицерон» и «Сенека» были подписаны сзади «СICERO I.B.C.» , «SENECA I.C.f» и на ножках из черного мрамора "CICERO" и "SENECA" (опись 1925 года). Плинт черного мрамора у бюста «Сенеки" утрачен, сейчас стоит на плинте из белого мрамора. Сохранился только бюст «Сенеки», бюст «Цицерона» погиб в годы войны, мы можем увидеть его только на фотодокументах. Приведем его описание по описи 1925 г.: "погрудный бюст белого мрамора, бритый, с короткими волосами; голова 3/4 влево, грудь и правое плечо обнажены, одет в тогу". Он восходил к античному оригиналу и основными своими чертами схож с эрмитажным бюстом «Цицерона» (одинаково трактованы нос, губы, волосы). Но гатчинский экземпляр был трактован более плоскостно. По утверждению О.Ф. Вальдгауэра, эрмитажный портрет «Цицерона» является переделкой типа, известного по подписному экземпляру в частном собрании в Англии. Сравнение бюстов английского и эрмитажного показывает, что они принадлежат к различным стилистическим группам. Английский экземпляр трактован плоскостно: врезанные линии складок на лбу не образуют рельефных масс между ними; точно так же гладко трактованы щеки. На эрмитажной голове каждая форма в отдельности приняла характер массы: широко открытые глаза лежат глубоко, надбровные дуги очень сильно выступают, к каждой врезанной линии на щеках, на подбородке, на лбу примыкают рельефные повышения, между которыми лежат густые тени. Гатчинский бюст «Цицерона», сколько можно судить по фотографиям,- реплика английского экземпляра. О.Ф. Вальдгауэр относит эту группу портретов к концу I в. н.э.

Цицерон Марк Тулий (106-43 гг. до н.э.), римский государственный деятель и знаменитый оратор. Будучи консулом он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время его политической карьеры. Во время гражданской войны он поддержал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, то есть объявлен вне закона и предан смерти. Сохранились сотни писем Цицерона, несколько десятков речей. Среди них 14 против Антония (последние названы самим оратором «филиппиками» - по аналогии со знаменитыми речами Демосфена против Филиппа). Цицерону также принадлежат многочисленные трактаты. В трех из них - «Оратор», «Об ораторе», «Брут» - впервые на латинском языке разработана теория ораторского искусства. Цицерон Марк Тулий (106-43 гг. до н.э.), римский государственный деятель и знаменитый оратор. Будучи консулом он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время его политической карьеры. Во время гражданской войны он поддержал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, то есть объявлен вне закона и предан смерти. Сохранились сотни писем Цицерона, несколько десятков речей. Среди них 14 против Антония (последние названы самим оратором «филиппиками» - по аналогии со знаменитыми речами Демосфена против Филиппа). Цицерону также принадлежат многочисленные трактаты. В трех из них - «Оратор», «Об ораторе», «Брут» - впервые на латинском языке разработана теория ораторского искусства.

Гатчинский дворец. Белый зал. Скульптурный портрет «Римлянина»
Скульптурный
портрет «Римлянина»
Сейчас на месте скульптурного портрета «Цицерона» находится скульптурный портрет «Римлянина» XVIII в., Италия. Этот портрет появился в Гатчинском дворце в 1922 году и находился в Комнате Ротари. Он был получен из Эрмитажа вместо античного портрета Менандра, который в этот год поступил из коллекции Гатчинского дворца в античное собрание главного музея страны (вместе со вторым античным портретом Менандра, взятым из Греческой галереи Гатчинского дворца, обе головы находятся в зале Эллинизма Государственного Эрмитажа, их №№ А 851, А 850).

Интересно, что бюст Римлянина одно время считался античным. После того, как в конце XIX в. в Императорском Эрмитаже предприняли реставрационную промывку античной коллекции скульптуры, оказалось, что часть пластики, ранее считавшейся античной, на самом деле представляет собой подделку под антики. Такой подделкой был и бюст Римлянина. Он происходил из собрания маркиза Кампана, приобретенного при Александре II в 1861 году. Гатчинский бюст принадлежал резцу, по крайней мере, двух разных скульпторов. В одном бюсте мы видим два сорта одного и того же мрамора: грудь в драпировках из белого каррарского мрамора, а голова из мрамора с серыми жилками (Saravezza). Возможно, именно это обстоятельство и послужило одним из поводов считать его в XIX веке античным. Так, в римском искусстве, начиная с эпохи республики, широкое распространение получили так называемые, тогатусы. Драпировки (тоги) таких статуй или бюстов могли изготовляться заранее, по шаблону, являясь ремесленной работой, а портретные головы, вставлявшиеся в них, делались по специальному заказу мастером, иногда даже из мрамора другого сорта, что мы и видим на данном скульптурном портрете. В черновой описи Н.Н. Забека 1925 г. портрет упоминается, как бюст римлянина. В предвоенной описи 1938-1939 гг. он также числится как «Римлянин», но в скобках обозначен как император Филипп Аравитянин. Вероятно, составителей описи ввела в заблуждение драпировка бюста, повторяющая драпировки многих мужских портретов второй четверти III в. (не только Филиппа Аравитянина). Ее особенностью является широкая горизонтальная складка тоги, пересекающая грудь (драпировки в это время трактуются более обобщенно). Портретного сходства, подтверждающего предположение составителей описи 1938-1939 гг., не установлено.

Гатчинский дворец. Белый зал. Бюст «Сенеки»
Бюст «Сенеки»
Бюст «Сенеки», как уже было сказано, сохранился и находится на своем историческом месте у камина справа. Он исполнен по античному бронзовому оригиналу, находящемуся в Неаполе и датированному эллинистической эпохой. О.Ф.Вальдгауер дает интересное толкование этого бюста. Он пишет, что все предложенные до сих пор наименования не считались с одной особенностью, которая является весьма характерной: редкая борода образует два выступа по обеим сторонам подбородка. Такой формой бороды традиция греческого искусства издавна характеризовала раба". Так называемый «Сенека» содержит в себе, следовательно, очень ясный намек на происхождение изображаемого лица. На одном более позднем варианте этого типа сохранился в волосах венок, что доказывает принадлежность портретируемого к числу поэтов или писателей. Применение условного признака раба к портретной голове, дошедшей до нас в таком большом количестве повторений, доказывает, что имелся в виду не иконический образ, а идеальный образ одного из поэтов прошлого. Мы можем указать только на одно лицо, которое отвечало требованиям, предъявленным этим типам: на знаменитого баснописца Эзопа. Эзоп был лидийским рабом, впоследствии отпущенным на волю. Свидетельства говорят о том, что Эзопа мыслили себе в виде согбенного старца с дряхлой шеей. Нам думается, что монументальная и литературная традиции в данном случае сходятся в достаточной мере, чтобы высказать такое толкование с некоторой уверенностью»

Сенека Младший Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), сын Сенеки Старшего, римский государственный деятель эпохи Нерона, был его воспитателем и главным советником. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. В 62-м году Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставу. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона (погиб, вскрыв себе вены). Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищался Тацит в «Анналах». В число основных произведений Сенеки входят его сатиры «Отыквление божественного Клавдия», естественно-научные произведения, трагедии, философские трактаты и т.д..

Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте и Вергилием встречают на Лимбе («Божественная комедия», Ад, 4).

Оба гатчинских бюста, как погибший «Цицерон», так и стоящий на своем историческом месте «Сенека», по предположению В. Макарова, выполнены Кавачеппи, но не Бартоломео, а его младшим братом и сотрудником – Джиованни Кавачеппи. Вслед за В. Макаровым хотелось бы приписать бюсты этому скульптору, так как инициалы, выбитые на бюстах («I.B.C.», «I.C.f») можно расшифровать как Джиованни Кавачеппи. Однако, у Бартоломео Кавачеппи не было брата скульптора по имени Джиованни, в его мастерской работал младший брат Паоло Кавачеппи (1748-1801) и его сын - Константино (1748-1801). Таким образом, пока не известно, кто скрывается под данными инициалами.
Е.Н. Хмелева

Главная страница  •  1  •  2  •  3  •  4  •  5  •  6  •  7  •  8  •  9  •  10  •  11  •  12  •  13  •  14

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»