Десять веков истории Пудости

Камень именитый, «которым Пудостка окружность знаменита»

Пудостский камень
Пудостский камень
Пудостьский край вошел в отечественную историю благодаря своему главному богатству местному камню - известковому туфу, который в дореволюционный период добывался здесь еще с петровских времен. На гатчинской земле основными районами разработок известняка были три каменоломни, расположенные в окрестностях деревень Пудость, Черницы и Борницы. Однако именно пудостский камень считается лучшим по своим техническим достоинствам и световым оттенкам: от желтовато-серого до коричневато-кремового.

Залежи пудостского камня датируются поздним плейстоцентом и образовались, видимо, на месте бывшего морского дна, о чем свидетельствуют также палеонтологические находки, встречающиеся в известняке. Запасы его были невелики и почти полностью исчерпались к концу ХIХ века. Изначальные места каменных ломок располагались в долине рек Ижора и Пудость, на участке длиною в три-пять километров. Добываемый известняк был легок и удобен для отделочных работ: настолько мягок, что его могли распилить пилой и разрезать ножом. Лишь после продолжительного пребывания на воздухе он затвердевает и приобретает прочность, равную прочности хорошо обожженного кирпича.

Ломку пудостской плиты производили с помощью железных клиньев, вбиваемых горизонтально встык слоев и вертикально в трещины камня. Работы начинались ранней весной и заканчивались и заканчивались в сентябре. Выломанные плиты оставляли на месте до наступления зимы, затем перевозили на склад, где начисто обтесывали и полировали. Пожалуй, самые ранние сведения об использовании камня на строительных работах в Санкт-Петербурге относятся к 1755 году, когда столичная Гоф-интенданская контора решила выполнить из пудостского известняка карнизы и скульптуры для кровли Зимнего дворца. По рисункам Б.-Ф. Растрелли и моделям И.Ф. Дункера артелью московских резчиков под руководством Ивана Аверьянова были вырезаны 178 скульптур-аллегорий. Отдельные каменные блоки скреплялись железными скобами, затем поверхность камня заливалась известковой краской. Эти скульптуры пострадали при пожаре дворца в 1837 году и впоследствии были заменены на медные.

Первым, кто применил пудостский камень как облицовочный материал, был архитектор Антонио Ринальди, автор проекта Гатчинского императорского дворца, построенный в 1766-1781 годах. Им были облицованы фасады главного корпуса дворца. Объявления о подрядах на ломку пудостской плиты
		«Огромно здание из камня именита,
		Которым Пудостка окрестность знаменита,-
		Величием равно величью тех громад,
		При Нильских берегах которые стоят…»
Такие строки в 1786 году о только что законченном Гатчинском дворце написал петербургский поэт и переводчик Василий Рубан. Впоследствии этот камень послужил материалом для многих парковых сооружений. Из него в последней четверти XVIII века были построены: Амфитеатр, Адмиралтейские, Березовые, Зверинские и Сильвийские ворота, Павильон Орла, Лесная оранжерея, Портал Маска у Березового домика, Терраса-пристань на Белом озере, Карпин, Адмиралтейский и Трехарочный (Львиный) мосты, Мост с кардигардиями, Сильвийская стена, Терраса на проспекте 25 Октября, парапет вокруг Коннетабля и другие павильоны, мосты, лестницы, ворота, здания. Немало построек с использованием пудостского камня и в самой Гатчине, например, бывшая Суконная фабрика и верстовые столбы на проспекте 25 Октября. Это в немалой степени выделяет город от других районных центров Ленинградской области.

Широко использовался известняк и при отделочных работах в Санкт-Петербурге и в его ближайших окрестностях. Его технические качества привлекали к себе внимание многих знаменитых архитекторов и скульпторов. Им облицованы кирпичные стены, колонны, пилястры и барельефы главной жемчужины Невского проспекта Казанского собора возведенного по проекту Андреяна Воронихина, торжественная закладка которого состоялась в 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Кстати, при добыче камня для собора возникли существенные затруднения. Пудостский камень согласно воле главного инициатора его строительства покойного императора Павла I должен был добываться бесплатно, так как каменоломни располагались на территории Скворицкой мызы, принадлежащей государю. Однако, в связи с его кончиной в 1801 году и переходом Сквориц в собственность его сына, великого князя Константина Павловича, новый владелец потребовал заплатить за каждую кубическую сажень известняка по 50 рублей. Таким образом, всего было уплачено 62000 рублей, огромная по тем временам сумма, не предусмотренная сметой.

В Екатерининском парке города Царское Село (ныне Пушкин) в 1784 году по проекту инженера И. К. Герарда и архитектора Ч. Камерона из этого камня был облицован кирпичный мост получивший название Пудостьского моста.

Интересную характеристику известняку дает в своём «Дневнике» гостивший в 1797 году в Гатчине у императора Павла I бывший польский король Станислав Август Понятовский: «Пудостский камень - известковый туф сероватого цвета, ноздреватый, иногда смешан с мелкими раковинами. При Павле он выламывался в Пудости огромными кусками в сажень длины и аршин толщины». Известно, что смотрителем Пудостьских каменоломен в 1790-х годов был господин Нейман. Сохранилось его прошение, в котором имеются сведения о разновидностях добывающегося в XVIII столетии камня. В тот период различались три его сорта - мягкий, крепкий и нижний. Самым лучшим считался известняк нижнего слоя. Оставшийся от добычи щебень пережигался на известь, продававшуюся на кожевенные, сафьянные, стеклянные и сахарные заводы, а также использовавшуюся для наружной и внутренней побелки зданий.

В середине XIX века основным районом добычи известняка, были окрестности деревни Репузи. На одном из планов 1865 года именно здесь отмечено «место плитной ломки». Каменоломни в долине рек Ижора и Пудость просуществовали до 1909 года, до той поры, когда месторождение было в основном выработано. Впоследствии, уже в советское время известняк добывали в очень малых количествах и исключительно в реставрационных целях. Например, в 1964-1965 годах его использовали при ремонте Казанского собора, а в 1970 году для реставрации Павильона Орла в Гатчинском парке. Пудостским камнем облицованы стены наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания», возведенные по проекту архитекторов И. Фомина, Б. Журавлева, и В. Ганкевича. В свое время интересные факты, связанные с историей местных каменоломен сообщил старожил поселка Пудость Аркадий Петрович Курванен, бывший начальник производственно-технического отдела Гатчинского карьероуправления. В 1976 году он показал несколько мест дореволюционной добычи известняка, заброшенные выработки к тому времени густо заросли кустарником. Он сообщил, что в 1969 году несколько его односельчан по заявке одной из ленинградских реставрационных мастерских добывали пудостский камень, но уже со дна реки Ижоры.
© А.В.Бурлаков

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»