Археологические памятники Гатчинского района
Что скрывают древнейшие курганы

Археологическая карта Гатчинского района. Черным отмечены сохранившиеся памятники, белым - несохранившиеся
Археологическая карта Гатчинского района.
Черным отмечены сохранившиеся памятники,
белым - несохранившиеся. УВЕЛИЧИТЬ
Территория современного Гатчинского района в историко-географическом отношении делится на две части. Взгляните на карту археологических памятников и сравните ее с современной. Вы увидите, что средневековые могильники сосредоточены там же, где и большинство современных деревень. Картина хозяйственного освоения края практически не изменилась с 12-13 веков. Наиболее густо заселена северо-западная часть района, расположенная на окраине плодородной Ижорской возвышенности. Берега рек Ижоры, Суйды, Оредежа в те далекие времена также привлекли внимание первых поселенцев - там выявлен ряд курганных могильников древнерусской эпохи. Болотистые низины к югу и востоку от Оредежа, напротив, по сей день остаются слабо освоенными.

Далее мы будем говорить о могильниках, практически не упоминая древних поселений. Действительно, объектом археологического изучения в Гатчинском районе стали именно погребальные памятники. На протяжении столетий люди жили на одном месте, поэтому средневековые слои оказались под современной застройкой, под деревенскими домами и огородами. Археологическое изучение селищ в Гатчинском районе затруднено, они до сих пор не стали объектом целенаправленных раскопок. Все наши знания о древней истории края основаны на материалах раскопок курганов и жальников.

Древнейший памятник на территории района расположен неподалеку от Заозерья, на Орлинском озере. Это могильник культуры псковских длинных курганов, названной так из-за внешнего вида погребальных сооружений. Валообразные насыпи длиной до нескольких десятков метров расположены, как правило, в просторных сосновых борах и привязаны к песчаным почвам. Основной их ареал южнее, в современных Псковской и Новгородской областях. В Ленинградской области длинные курганы распространены на верхней Луге, в районе озер Череменецкого и Врево5. Могильник в Заозерье - самый северный памятник этой культуры, оторванный от ее основного ареала на десятки километров. В настоящее время он разрушается, занятый действующим кладбищем. Последнее обстоятельство не позволяет археологам исследовать его. Споры об этнической принадлежности и времени сооружения длинных курганов в науке идут давно. Академик В.В. Седов считал их могильниками славянского племени кривичей, Г.С. Лебедев видел в них следы местного дославянского населения, вероятно финского. Последние исследования не внесли окончательной ясности, поэтому дискуссия актуальна по сей день. Погребения в длинных курганах совершены по обряду трупосожжения (кремации). Перегоревшие кости собирались в глиняный горшок характерной цилиндрической формы, который устанавливали на кургане и присыпали землей. Такое сооружение функционировало долго. Именно последовательные многократные захоронения и связанные с ними досыпки кургана формируют его своеобразный облик. Вещей при погребениях находят очень мало, инвентарь в целом беден и невыразителен, что затрудняет изучение этой культуры. Древнейшие длинные курганы датируются рубежом 5-6 веков нашей эры. Их продолжали сооружать до 11 века, причем оставившее их население вошло в состав древнерусской народности. Когда точно возникли курганы в Заозерье, неясно, но есть основания считать их первым известным свидетельством проживания людей на территории района.

Еще один сравнительно ранний памятник расположен в Вырице. Несколько курганов были раскопаны студентами петербургского Археологического Института в 1907 году. К сожалению, дневников и отчетов по этим раскопкам до сих пор не обнаружено, но находки сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Часть вещей, очевидно, побывала в огне - это сразу заметно по их сохранности. Можно предположить, что одно или два раскопанных погребения были совершены по обряду трупосожжения, еще одно - по обряду трупоположения (ингумации).

Женские украшения из Вырицкого могильника находят ближайшие аналогии в Юго-Восточном Приладожье. Там, по рекам Паше, Свири, Ояти в 9-13 веках обитала воинственная финноязычная чудь. Яркая и самобытная Приладожская археологическая культура, оставленная этим народом, несет следы тесных контактов со скандинавскими викингами. Чудь заимствовала скандинавские украшения, оружие, бытовые предметы, восприняла некоторые детали погребального обряда, такие как захоронение воина с полным набором вооружения. Очевидно, на рубеже 10-11 веков, во времена князя Владимира и крещения Руси, небольшая группа людей переселилась из Приладожья на Оредеж. Мы не знаем, что влекло их - может быть, водная артерия, связывающая со славянами верхней Луги, а может, родовые распри заставили большую семью покинуть обжитые места в поисках лучшей доли. Некоторое время на берегу реки стоял их поселок, но постепенно жизнь на нем угасла. Приладожский импульс не получил дальнейшего развития в бассейне Оредежа, а примерно через 50-100 лет в эти края начинают активно продвигаться славяне. Именно с ними связана дальнейшая история освоения региона.

И.В. Стасюк
Под ред. Ю.М. Лесмана

Примечания

 5 Кузьмин С.Л., Михайлова Е.Р. Памятники культуры псковских длинных курганов во Врево-Череменецком поозерье // Глеб Лебедев и Ладога: Восьмые чтения памяти Анны Мачинской. СПб., 2004. С. 141-150.

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»