Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта


Строительство музея Авиа-ремонтного завода № 218 начало в феврале 2002 года. Под него переоборудовали бывшие заводские производственные помещения в историческом здании придворно-конюшенной части. Открытие музея состоялось в августе 2002 года, и было приурочено к празднованию 90-летия образования ВВС России.

На площади 800 квадратных метров разместились 16 полномасштабных макетов авиационных турбореактивных, турбовинтовых, турбовальных двигателей. Макеты выполнены на базе настоящих авиационных двигателей, списанных по каким-либо причинам с летной эксплуатации и специально подготовленных для экспозиции в музее.

В настоящее время в музее представлены авиационные двигатели 7-ми конструкторских бюро-разработчиков (заводов-изготовителей).
ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь)
ГУП «Завод им. В.Я. Климова» (г. Санкт-Петербург)
ОАО «А. Люлька-Сатурн» (г. Москва)
ФГУП «НПП Мотор» (г. Уфа)
ОАО «АМНТК «Союз» (г. Москва)
ГП «Тушинское МКБ «Союз» (г. Москва)
ГП «ЗМКБ «Прогресс» (г. Запорожье)
Д-30Ф6, Д-30КП
ТВ3-117, РД-33
АЛ-21Ф, АЛ-31Ф
Р25-300, Р95Ш
Р11-300
Р29-300
АИ-20, АИ-24, АИ-25, Д-36, Д-136
Возле каждого макета имеются информационные панно, рассказывающие об истории создания данного двигателя, КБ-разработчике,заводе-изготовителе, ремонтном заводе, биографиях главных конструкторов, летательных аппаратов, на которых устанавливались эти двигатели. Любители авиации и посетители музея смогут остановить свой взгляд на маленьких моделях летательных аппаратов, на которых устанавливались представленные авиадвигатели.

Цель музея - пропаганда наших возможностей в самолетостроении и сохранение для будущих поколений истории нашей авиации.

Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта в ГатчинеМузей истории авиационного двигателестроения и ремонта в Гатчине
Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта в ГатчинеМузей истории авиационного двигателестроения и ремонта в Гатчине
Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта в ГатчинеМузей истории авиационного двигателестроения и ремонта в Гатчине

Текст Зои Бобковой
Фото Галины Пунтусовой


218 авиационный ремонтный завод основан в августе 1941 года. За период деятельности отремонтировал десятки тысяч авиационных двигателей различных модификаций и в настоящее время является ведущим предприятием по ремонту авиационных двигателей в авиаремонтной сети ВВС России. Располагая необходимыми производственными площадями, современным технологическим оборудованием и квалифицированным персоналом, завод в полном объеме обеспечивает потребности в ремонте авиадвигателей как ВВС, так и сторонних заказчиков.

218 АРЗ выполняет капитальный ремонт авиационных двигателей Р13-300, Р25-300, Р95Ш, РД-33, Д-ЗОФ6, коробок самолетных агрегатов КСА-2, КСА-3. С 1998 года освоен и выполняется капитальный ремонт самого распространенного вертолетного авиадвигателя ТВЗ-117 всех модификаций. Кроме того, завод выполняет ремонт агрегатов топливорегулирующей аппаратуры и электроавтоматики на соответствующие типы ремонтируемых двигателей. Ремонт авиатехники осуществляется при авторском сопровождении и тесном взаимодействии с заводами изготовителями и разработчиками двигателей и комплектующих агрегатов. За весь период ремонта авиадвигателей на 218 АРЗ летных происшествий и предпосылок , к ним отнесенных, по вине АРЗ не было.

С 1992 года 218 АРЗ изготавливает и модернизирует установки наземного использования на базе авиационных двигателей Р13-300 и Р25-300, отработавших установленный ресурс. Такие установки успешно используются в ВВС для очистки снега и удаления ледяных образований с аэродромных покрытий. Возможно проведение совместных работ для заинтересованных организаций по изготовлению установок наземного использования на базе отработавших ресурс авиационных двигателей для очистки железнодорожных путей и стрелочных переводов, сушки строительных помещения, вентиляции карьеров, дезинфекции помещений птицеводческих комплексов и т.д.

218 АРЗ располагает хорошо оснащенным учебным центром для проведения технического обучения и консультации специалистов заказчика по организации ремонта авиадвигателей, а также гостиничным комплексом для размещения специалистов заказчика и организации досуга и отдыха в Санкт-Петербурге и его пригородах.

Музеи
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»