«Святая святых» Гатчинского дворца

В Гатчинском дворце-музее открыта выставка в личных комнатах Павла I, недавно дополненная новыми экспонатами, в числе которых подлинные вещи и закупки последних лет.

Экспозиция занимает три комнаты: Башенный кабинет, Овальный кабинет и проходную комнату. Здесь представлены мундир, камзол, ботфорты Павла I, походное складное кресло с вензелем ПI и складной стол, манишка, носовой платок с меткой «PP», книги из личной библиотеки императора, скульптура Венеры, вазы «бульденеж», сервиз «Итальянские крепости». На постаменте можно увидеть мраморный барельеф - портрет в.кн. Павла Петровича работы М.-А. Колло.

На стенах висят «Изображение знамен и штандартов сухопутных войск Павла I», «Мундиры Российской Императорской армии» и живописные полотна западно-европейской и русской школ. Выставка дает общее представление об убранстве комнат, а также об их владельце.

Личные покои Павла I. Овальный кабинетЛичные покои Павла I. Овальный кабинет
Личные покои Павла I. Башенный кабинетСервиз «Итальянские крепости»

«Личными» назывались десяток небольших помещений на первом этаже Главного корпуса. Кордегардия, Комната дежурного офицера, Знаменная, Камердинерская предназначались для охраны и прислуги, образуя как бы защитное кольцо. Павел Петрович не очень-то полагался на неприступность стен Гатчинского дворца. Самые большие по площади комнаты – это Кавалерская и Нижняя Тронная. Они служили для непарадных «домашних» приемов. Через окна Нижней Тронной хорошо был виден плац, где проходили учения и вахтпарады «гатчинских» войск, слышен бой барабанов и звуки флейт. Помимо выходов в парадные вестибюли, а также в Собственный садик, в личных комнатах существовал ещё один «тайный» выход - из Темной комнаты, которая находилась за Туалетной. По винтовой лестнице можно было подняться в Парадную спальню и выше, на 3-й этаж, или спуститься вниз - в подвалы, где через подземный ход выйти на берег Серебряного озера.

Гулкие длинные коридоры, высокие смотровые башни дворца, подземный ход были устроены еще при первом владельце Григории Орлове, но как они слились с романтическим обликом «гатчинского» императора, как они будоражили богатое воображение Павла!

Личные комнаты объединяло не только общее расположение, но и единое художественное оформление, которое создавалось при активном участии Павла Петровича его придворным архитектором Винченцо Бренна. Во всех комнатах нижняя часть стен была оформлена дубовыми панелями золотисто-коричневого цвета. Из этого же благородного дерева также были выполнены наличники и переплеты окон, двери и паркеты. Предполагается, что верхняя часть стен была затянута цветным штофом, который позже заменили изящной росписью по штукатурке красивых, нежных тонов. Украшением комнат были великолепные кафельные печи с колоннами, пилястрами и скульптурными изображениями оружия и военных доспехов. Довольно скромная и изящная отделка комнат сочеталась с обилием подлинных произведений искусства разных стран. Среди них было много подарков от коронованных особ и вещей, купленных во время заграничного путешествия по Европе в.кн. Павла Петровича и в.кн. Марии Федоровны:
ковры мануфактуры Гобеленов, Савонери, Обюссона, французская бронза, фарфор Севра, Саксонии, Императорского фарфорового завода, мебель знаменитого Рентгена... На стенах были развешены картины любимых мастеров жанров и сюжетов. Особое место в комнатах занимали скульптурные, живописные, тканые портреты «кумиров» Павла Петровича: Петра I, Петра III, Фридриха Великого, Генриха IV, Сюлли, Александра Македонского...
Посетивший в 1797 году Гатчину польский король Станислав-Август Понятовский все личные комнаты императора назвал его «гатчинским кабинетом».

Однако по-настоящему «личными» для Павла Петровича, где сохранился «его» дух, были Башенный, Овальный кабинеты и Туалетная комната. Особенно тихо и уютно было в этих трех комнатах с окнами в Собственный садик. Мелодично отбивали время часы, вторя им, тихонько звенели хрустальные гирлянды фонариков-колокольчиков, а в ненастную погоду в окна стучал дождик. Кабинеты были местом уединений, где подолгу работал Павел, еще будучи великим князем, размышляя о судьбах Европы, любимой России, составляя планы по ее преобразованию.

В кабинетах все необходимое было под рукой: много книг по истории, философии, военному искусству, религии, различные словари и энциклопедии, любимая художественная литература. Книги были как на иностранных языках, так и на русском. Помимо книг - большое количество карт, планов, папок с гравюрами и альбомами, которые лежали не только в низких полушкафах вдоль стен, но и на шкафах. Отдельно в ящиках бюро и шкафах хранились рукописные документы: различные дневники, рапорты, письма, записочки, стихи, куплеты, билетики-указатели для прогулок по Гатчине или просто чистый лист бумаги с засушенным цветком...

Среди милых безделушек, которыми дорожил Павел Петрович, наверное, самыми дорогими были подарки, сделанные его супругой. Мария Федоровна прекрасно рисовала, резала по камню, янтарю, кости. Среди пасхальных яиц, медальонов с портретами обожаемого супруга и детей были вещицы из совсем забавных материалов: например, коробочка из папье-маше, окрашенная в темно-голубой цвет, внутри которой хранилась цепочка из персиковых косточек с вензелем «РР».

В очень светлом, солнечном кабинете в башне было особое место у окна. Под образом «Воскресенье Христово», писанном по эмали, стоял пюпитр, покрытый зеленой велюровой тканью. На нем лежала Библия «в алом бархатном переплете, украшенном золотым крестом» с закладками Павла Петровича между страниц. Из этой комнаты охрана дворца часто слышала глубокие вздохи императора во время молитв. Именно здесь, как позже рассказывали в мемуарах, паркет был протерт от его колен.

Личные покои Павла I. Мундир и ботфорты Павла IЛичные покои Павла I. Кресло складноеЛичные покои Павла I. Обелиск, подарен Павлу I немецким пастором Лампе в  1799 г.
Личные покои Павла I. Часы. Англия, 1760-е Часовщик Т. ОрЛичные покои Павла I. Портрет А. В. СувороваЛичные покои Павла I. Рельеф с изображением женского профиля. Работа великой княгини Марии Федоровны. Воск, стекло
1 ноября 1800 года император Павел I уезжает из Гатчины в СПб на освящение Михайловского замка, покидая, как оказалось, свою любимую резиденцию навсегда. С этого дня в его личных комнатах все остается так, как было в последний раз. Через несколько месяцев после убийства императора по распоряжению вдовствующей императрицы личные комнаты превратились в «мемориал в Бозе почившего императора». В 1827 году по завещанию Марии Федоровны в личные комнаты должны были вернуться вещи – «свидетели страшной мартовской ночи»: постель, одежда, сапоги, белье, шпага, трость и портрет Павла I, написанный императрицей.

Только через 33 года сын Павла I император Николай I вернет в Гатчину эти мемориальные вещи, выполнив завещание матери. Еще позже сюда же добавят дорожный пюпитр, походный стол и стул с вензелем «П» под короной и мраморный барельеф с портретом князя Павла Петровича работы французского скульптора М.Колло.

До революции личные комнаты Павла были «святая святых» в Гатчинском дворце. Требовалось особое «Высочайшее» разрешение для их осмотра.

Хранитель Гатчинского дворца Владимир Макаров в 1927 году писал: «Хозяин пройденных комнат — человек беспокойный и сложный, много читающий, думающий и пишущий, мистик, любитель искусств, солдат и политик. Для понимания человека конца XVIII века, искушенного знаниями, но связанного традициями, комнаты Павла дают незаменимый материал».

В период Великой Отечественной войны архитектурная отделка комнат была почти полностью утрачена. К счастью, значительную часть предметов убранства удалось спасти в эвакуации. В настоящее время в Овальном и Башенном кабинетах развернута выставка, которая дает общее представление об убранстве комнат, а также об их владельце.

В. Федорова
Фото Галины Пунтусовой


События
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»