Под небом Гатчины седым
Россию крылья возносили...

Музей истории города Гатчины приглашает до 31 августа 2009 года на выставку «Гатчина - колыбель российской авиации», посвященную 100-летнему юбилею Гатчинского военного аэродрома в истории авиации России. Выставка проходит в рамках проекта «Музей в музее» совместно с Гатчинской центральной городской библиотекой имени А.И. Куприна; Гатчинской средней образовательной школой № 2; Музеем истории авиационного двигателестроения и ремонта при 218 Авиационном ремонтном заводе г. Гатчины; Музеем гражданской авиации в Санкт-Петербурге, Объединенным музеем Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Выставка в муниципальном музее г. ГатчинаАэродром Гатчины. 1911 год

Материалы выставки расскажут посетителю о первых этапах становления авиации нашей страны, которые проходили свой нелегкий путь на гатчинской земле. Новый микрорайон с интересной и глубокой историей в официальных документах именуется «Западным», но неспроста население называет его по-старинке - «Аэродромом».

Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 года, и возглавил его штабс-капитан Г.Г. Горшков. Но первые показательные полеты на летном поле Гатчины демонстрировались еще в 1909 году французом Ж.Леганье на биплане «Вуазен», которые оказались не удачными. Дореволюционная, советская, военная и современная история гатчинского аэродрома пестра событиями, ее основные вехи посетитель сможет открыть для себя в музее города Гатчины. В экспозиции представлено множество фотографий начала ХХ века из различных архивов, мемориальные вещи военного летчика С.А. Андрианова, а так же макеты аэропланов, созданные военным летчиком Переверзевым Б.М. в 1969-1975 гг.

Аэродром Гатчины. 1911 годАэродром Гатчины. 1911 год

В рамках выставки Вы познакомитесь с биографией легендарных летчиков: Ефимова М.Н., Колчина Ф.Ф., Зверевой Л.В., Нестерова П.Н., Карамышева Е.Д., Чухновского Б.Г., Чкалова В.П., а главное увидите их неразрывную связь с Гатчиной.

Парашют Котельникова
История авиационного дела сопровождалась гибелью легендарных летчиков. В это время на местном кладбище Гатчины появились кресты из деревянных пропеллеров. Об уникальных традициях похорон и оформлении могил авиаторов повествуют материалы выставки.

На гатчинском аэродроме впервые появляется медицинская помощь, оснащенная оборудованным санитарным автомобилем. На выставке можно ознакомиться с фотоархивом 1912 года врача авиационного отдела Алексея Ивановича Андреева, который осуществлял свою деятельность на гатчинском аэродроме.

Аварии и жертвы, без которых не могли не обойтись первые полеты, сподвигли Г.Е. Котельникова создать парашют или «ранец - выбрасыватель», первые испытания которого производились недалеко от Гатчины в д. Салюзи (ныне Котельниково). Интересные факты из истории парашютостроения представлены на выставке «Гатчина - колыбель российской авиации».

Теперь на бывшем аэродроме высятся многоэтажные дома, проложено несколько улиц и проживает около сорока тысяч жителей. В 2003 году на бывшей взлетной полосе поставлен памятник – боевой истребитель МиГ-21, который заставляет нас обращаться к авиационной истории нашего города.

Аэродром Гатчины. 1911 годАэродром Гатчины. 1911 год

В истории первого военного русского аэродрома, расположенного в Гатчине, как в капле воды, отразился весь большой и славный путь, который прошла русская и советская авиация от аэроплана Можайского до сегодняшних сверхзвуковых ракетоносцев.

Евгения Е. Амбражевич-Нарышкина

События
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»