Почтовая станция Гатчина

Проспект 25 Октября, бывший проспект Императора Павла I, а еще раньше Большой проспект и Большая дорога - эти названия главной и центральной гатчинской улицы на протяжении более двух столетий имели огромное государственное значение. Именно через Большой проспект в Гатчине в пушкинское время проходил Большой тракт. При императоре Павле I на этом тракте, как и на соседних Московском и Нарвском, появились первые почтовые станции, а в городах кроме них еще и почтовые конторы.

Латинское слово «почта» обозначало станцию с переменой лошадей. Почтовые станции располагались примерно на расстоянии 20-30 верст друг от друга. Каждая из них имела определенное количество лошадей и экипажей в зависимости от разряда, к которому она принадлежала. Ведал почтовой станцией станционный смотритель. Как правило, смотрители имели низший, четырнадцатый чин по «Табели о рангах».

До открытия в городе Гатчине своей почтовой станции ближайшая из них находилась в деревне Колпано (ныне деревня Малые Колпаны). Она впервые упоминается в документах в 1797 году как Колпинский почтовый дом.

Эта станция была второй по счету от Петербурга и располагалась на 47-й версте от столицы, рядом с лютеранской кирхой.

Указом императора Павла I от 20 ноября 1799 года в Гатчине была открыта почтовая контора, а почтовая станция переведена из Колпан в Гатчину. Текст именного указа, объявленный главным директором почт графом Растопчиным, гласил:

«Государь Император соизволил указать: в городе Гатчине учредить навечно Почтовую Контору, и перевести равномерно почтовую станцию, что ныне в Колпине состоит, в Гатчино же». А вскоре, 9 декабря того же года, последовал императорский указ «О производстве жалования учрежденной в городе Гатчине Почтовой Конторы почтальонам, станционному смотрителю и сторожу», в котором говорилось: «...тамошнему станционному Смотрителю производить жалованье по 60 рублей в год».

По предписанию петербургского губернатора почтовая станция была сдана в ведение гатчинского почтмейстера, коллежского секретаря Немова. Впервые она упоминается в «Российском почт-календаре» за 1800 год. Здесь, среди многочисленных станций, расположенных по Белорусской (или Смоленской) дороге, на 44 1/2 версте от столицы, значится почтовая станция Гатчино.

Известно, что почтовая контора, официально открывшаяся только 9 февраля 1800 года, первоначально размещалась «в покоях гатчинского замка», где производился «прием партикулярных и казенных пакетов и денежных посылок по понедельникам и четвергам до полудня». Почтовая станция состояла в ведомстве Гатчинской почтовой конторы, которая в свою очередь находилась в ведомстве Почтового Департамента. По статистическим сведениям, в России в начале XIX столетия существовало 3222 почтовые станции.

Первая почтовая станция в Гатчине находилась в Ингербургской части города, по Большому проспекту, между зданием Гостиного двора и усадьбой местного купца Поликарпа Варгина, почти напротив комплекса зданий Гатчинского Воспитательного Дома. Сохранился план участка почтовой станции, относящийся примерно к 1800 году, к тому времени, когда Гатчинское Городовое Правление выделило землю под ее строительство. Можно предположить, что, пока станционное здание возводилось, почтовая станция временно размещалась в помещении почтовой конторы.

На плане города за 1816 год отмечены комплекс зданий почтового двора (так тогда именовали почтовую станцию), а ближе к крепости Ингербург - почтовая контора. Здание последней располагалось на месте современного завода «Гатчинсельмаш».

История первой гатчинской почтовой станции неразрывно связана с именем А.С. Пушкина. Именно здесь поэт останавливался, проезжая через наш город по Белорусскому тракту, меняя лошадей. По своему чину титулярного советника Пушкин относился к 10 классу (до 1831 года он имел чин коллежского секретаря и относился к 13 классу). Согласно «Табели о рангах» он имел право требовать на почтовых станциях только трех лошадей. За соблюдением всех правил приезжающих строго следили станционные смотрители. Но получить даже положенных по классу лошадей людям низших чинов было довольно нелегко. В первую очередь обслуживались особы высших классов, государственные курьеры и фельдъегеря. Поэтому остальные путешественники и приезжающие «по казенной надобности» иногда подолгу ожидали лошадей на почтовых станциях. «Чины в России необходимость, хотя бы для одних станций, где без них не добьешься лошадей», - говорит у Пушкина один из персонажей неоконченного «Романа в письмах».

В 1812 году на Гатчинской почтовой станции имелось 40 лошадей. Об этом можно узнать из объявления, помещенного в одном из номеров газеты «Санкт-Петербургские ведомости»: «От Сарскосельского или Софийского уездного Предводителя Дворянства Коллежского Советника и Кавалера Франца Беля объявляется желающим взять на себя содержание почтовых лошадей по Белорусскому тракту на станциях: Софийской 14, Гатчинской 40, Вырской 35 и Ящерской 35 лошадей с 1-го мая сего года, впредь на 3 года, дабы явились к торгам с законными о благонадежности своей удостоверениями и залогами, в уездный город Сарское Село или Софию, в Земский суд: к 1-му 19, а ко 2-му 26 числа сего месяца, по полуночи в 11 часов». В «Почтовом дорожнике» за 1824 год, содержащем описание всех почтовых дорог и станций Российской Империи, сообщается уже о 60 лошадях, которые имелись тогда на Гатчинской почтовой станции.

Время сохранило до наших дней имена некоторых гатчинских смотрителей. Но они не оставили заметного следа в местной истории. В пушкинское время почтовую станцию в Гатчине содержал жительствующий в городе крестьянин села Рождествена Евстигней Шубин. Умер он в 1831 году. Его смерть загадочным образом была предсказана знаменитым рождественским юродивым Иванушкой, рассказ о котором со слов рождественского священника Николая Первенского позднее был включен известным историком М.И. Пыляевым в его сборник «Старое житье». Однажды в дом Шубиных в селе Рождествене к жене Евстигнея Шубина, пребывавшего в Гатчине, Евдокии явился местный прорицатель Иванушка и, поколачивая ее по плечу, сказал: «Плачь! Плачь! Мох!» Озадаченная этими словами Евдокия Шубина пошла к мещанке Екатерине Русаковой, чтобы поведать о странных словах ее постояльца. Та и говорит, что «что-нибудь да уж предвещает же он неприятное - уж не смерть ли кому в вашем доме». - «Господи! Да кому же у нас умирать? Все в семье здоровехоньки...» И что же? Не прошло и двух часов, как приносят к Шубиной письмо с известием о том, что в Гатчине на почтовом дворе скоропостижно скончался ее муж. После кончины Евстигнея Шубина в селе Рождествене оставались проживать его вдова Евдокия и сын Петр.

Случившийся 28 октября 1838 года в Гатчине сильный пожар полностью уничтожил многие обывательские дома. Не пощадил огонь и комплекс деревянных зданий почтовой станции. После пожара Гатчинская почтовая станция сменила несколько адресов, пока в 1848 году не вышел указ императора Николая I о строительстве в городе нового почтового дома третьего разряда. Сохранившийся документ того времени сообщает:

«Государь Император Высочайше повелеть соизволил: устроить в Гатчине Почтовый Станционный дом, употребить на постройку его, буде возможно, материал от назначенного в сломку заставного шоссейного дома, который, закрывая казармы и ворота, не может оставаться на нынешнем месте...»

Император самолично выбрал место для возведения почтовой станции и утвердил его 10 февраля 1849 года.

По его указанию Гатчинское Дворцовое Правление отвело участок земли при въезде в город со стороны Петербурга, рядом с Ингербургскими воротами. Строительство здания почтовой станции велось на деньги Гатчинского Дворцового Правления, по индивидуальному проекту (автор неизвестен) и закончилось в 1850 году. Старый заставный дом был разобран до основания, но в том же году возведен вновь при выезде из города, напротив Круглой Риги.

В газетных объявлениях того времени нередко встречались упоминания о Гатчинской станции. Так, например, в марте 1845 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали о вызове желающих к торгам «на отдачу в содержание почтовых лошадей на станциях по всем трактам С.-Петербургской губернии, а именно в Царскосельском уезде: Софийской 30, Подгорно Пулковской 60, Гатчинской 60, Скворицкой 55, Вырской 55, Ящерской 55...».

Наибольшего размаха почтовая станция достигла в середине XIX столетия. В связи с открытием движения поездов по Варшавской железной дороге (на участке Петербург-Гатчина в 1853 году) почтовый тракт быстро превратился в дорогу местного значения. Распоряжением почтового ведомства в 1869 году Гатчинская почтовая станция была упразднена. Ее бывшее здание до наших дней не сохранилось. Уникальная постройка была разрушена в годы Великой Отечественной войны.

А. Бурлаков


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»