Суйдинские храмы

Черный день календаря

С тоской и грустью вспоминают немногие суйдинские старожилы каким был их церковный приход накануне большевистского переворота 1917 года. Каким-то особым ритмом струилась в этих местах жизнь. Все было в селе Воскресенском и его окрестностях: две церкви, часовня, старое и новое кладбище, земская начальная школа, частные лавки, общество благоустройства, церковно-приходское попечительство, театр, библиотека и еще многое другое, во что сегодня уже трудно поверить...

Так было. Однако, свершившийся 25 октября 1917 года большевистский переворот повернул жизнь Суйдинских храмов в другую сторону истории - по направлению к пропасти...

На примере Суйды можно проследить все этапы «большого пути» советской власти за годы новой истории...

Какие же события происходили в этот день в церкви Воскресения Христова? Старожилы об этом не помнят. А метрическая книга за 1917 год, чудом сохранившаяся в архиве Гатчинского районного ЗАГСа, за 25 октября имеет две записи: о рождении у Ямбургской мещанки Антонины Ивановны Ивановой православного вероисповедания (супруг не указан) - дочери Марии, названной в честь Святой блаженной Марии; свидетели крестьяне д. Погост Анатолий Семенович Карьелайнен и д. Кузнецова Мария Павловна Патракова и о венчании в этот же день крестьянина Гатчинской волости села Воскресенского Михаила Григорьевича Никитина, православного вероисповедания, первым браком, 27 лет и дочери крестьянина Гатчинской волости деревни Пижмы Анны Архиповой православного вероисповедания, первым браком, 24 лет. Таинство венчания совершено священником Суйдинской церкви Н.А. Быстряковым. Записи в метрической книге сделаны псаломщиком церкви А.Н. Мещерским. Но никто из них, тогда и не догадывался, какие суровые испытания ждали впереди их всех, как недолго оставалось мирно и безмятежно благоденствовать - суйдинским храмам, разносить по всей округе «благовестные» и «всполошные» колокольные звоны.

Один на один с судьбой

Не успели уйти в прошлое трагические события 1917 года, как суровые испытания обрушились на российские храмы и монастыри. Суйдинские церкви не были исключением. В 1918 году последовали указы об изъятии церковной земли и ликвидации церковноприходской школы в селе Воскресенском (на ее базе впоследствии была создана советская начальная школа); в 1921 году - об изъятии церковных ценностей; а еще чуть позже в конце 1920-х - начале 1930-х годов были запрещены церковные праздники и крестные ходы, национализированы дома священника и псаломщика, снесена часовня святого Николая Чудотворца на старом кладбище... Воинствующие атеисты объявили суйдинским храмам настоящую войну. Преследованию подвергались не только священнослужители и их семьи, но и местные жители, сопричастные с деятельностью церкви, особенно молодежь, «Красногвардейская правда» в июне 1931 года в заметке «Вон из организации» сообщала: «Воскресенская ячейка комсомола не может обрадовать организацию. Вот «знаменательные» дела ячейки: полное отсутствие работы в сельсовете, борьба против коллективизации, игнорирование постановлений РК ВЛКСМ, венчание в церкви ряда комсомольцев...

Нужно с корнем вырвать из здорового тела Красногвардейской комсомолии паразитический гнойник оппортунизма. Бюро РК в своем решении постановило: распустить ячейку села Воскресенского, исключить из организации всех членов ячейки как то: Шарапенкова Степана, Шарапенкова Михаила, Ларкина Василия, Туркина Михаила, Коновалова Федора, Коновалова Михаилу, Торцева Федора, Торцева Павла...».

В 1937 году в старой суйдинской церкви специальным постановлением разместили клуб колхоза имени Пушкина, расположенного в селе Воскресенском. Серьезная опасность закрытия нависла и над новой суйдинской церковью.

Часовня в дер. Куровицы
Часовня в дер. Куровицы
В Куровицкой часовне устроили колхозное зернохранилище, в Покровской часовне открыли сельский магазин, а в Карташевской церкви разместили в марте 1941 года поселковый клуб... Но и этого показалось мало. Настоящую борьбу с «религиозным дурманом» объявила Воскресенская начальная школа, по селу собирались подписи под воззванием о ликвидации новой суйдинской церкви и передаче ее здания под школу, Колхозный клуб почти ежемесячно проводил антирелигиозные вечера и массовые мероприятия, рассчитанные на срыв духовных православных праздников. Учащиеся школы расстреливали из рогаток стекла в церковных окнах и позолоченные кресты на куполах.

Закрыть храм не успели, помешала начавшаяся война. Однако, недолгий век оказался у новой суйдинской церкви. В конце августа 1941 года, когда в селе уже находились фашисты, от прямого попадания советского снаряда со стороны деревни Пижмы, через которую проходила линия фронта, здание церкви с устроенным там наблюдательным пунктом загорелось. Большую часть старинных икон, книг и других церковных реликвий местным жителям и немецким солдатам удалось спасти. Святыни вновь приняла церковь, приспособленная под колхозный клуб. С сентября 1941 года здесь снова проходили церковные службы. А в местной начальной школе возобновились занятия по предмету «Закон Божий», который преподавал священник Н.А. Быстряков.

После освобождения этих Мест в январе 1944 года от фашистов «Закон Божий» отменили, а вот храм вторично закрыть под клуб не посмели. Трудно было церкви и в послевоенное время, но особенно в хрущевские годы, когда вновь началось массовое закрытие храмов. Суйдинскую церковь отстояли. Нельзя не отметить тот факт, что в середине 1950-х годов здесь некоторое время служил священником будущий митрополит Петербургский и Новгородский Иоанн. Последним священником этой церкви был Григорий Петрович Юримскии, служивший с 1959 года. При нем, 4 ноября 1964 года старый суйдинский храм погиб от пожара при весьма загадочных обстоятельствах.

© А.В.Бурлаков


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»