Суйдинские храмы

В начале века

Многочисленные путеводители и справочники издания начала нашего столетия, указывая станцию Суйда, расположенную в 51 версте от Петербурга, непременно сообщали: «Село Суйда или Воскресенское Царскосельского уезда, при р. Суйде, имеет 1 православную церковь и до ста дворов с 465 жителями...». Развитием села и его окрестностей занималось в то время Суйдинское церковно-приходское попечительство. Благодаря его правлению и почетным членам - местным помещикам, дачевладельцам, купцам и крестьянам, были построены новые школы в селе Воскресенском в 1910 году и в деревне Куровицы в 1914 году, открыты библиотека для всеобщего пользования и народный театр, построена новая каменная часовня в деревне Куровицы.

Воскресенская церковь в Суйде. 1907
Воскресенская церковь в Суйде. 1907
Добрых слов заслуживает служивший на рубеже XX века церковным старостой Никифор Степанович Конкин, проживающий в то время в собственном доме близ храма и глубоко уважаемый односельчанами. О нем и сегодня вспоминают со слов своих отцов и матерей немногие суйдинские старожилы и его внучка, жительница села Воскресенского 78-летняя Антонина Васильевна Хованова.

Какой была церковь Воскресения Христова в начале века, можно судить по единственной, сохранившейся фотографии, сделанной в 1907 году. На ней запечатлена маленькая, деревянная, уже ветхая постройка, окруженная деревянным забором и обсаженная молодыми деревьями. Из документальных источников известно, что церковный причт в то время состоял из настоятеля храма священника Николая Андреевича Быстрякова и псаломщика Александра Ивановича Лебедева. После смерти последнего, в 1909 году, его заменил псаломщик Алексей Николаевич Мещерский. Суйдинский причт не ограничивался в своей деятельности лишь проведением богослужений в самом храме. В его ведении состояли еще и три приходские часовни в Суйде, Покровской и Куровицах. Священник А.Н. Быстряков преподавал Закон Божий во всех местных приходских и земских школах в Воскресенском, Покровском, Пижме, Погосте, Куровицах. Кроме того, причт проводил большую просветительскую работу среди местного крестьянства... Особое внимание и значение уделялось церковному хору, в котором постоянных певчих не было, а существовала небольшая группа крестьянских детей, зачастую, отсутствующих в дни усиленных полевых работ или уходящих подрабатывать в город.

Кроме уже упомянутой Петропавловской церкви в Сиверской, освященной в 1889 году и приписанной к приходу церкви Воскресения Христова в Суйде, в начале нашего столетия, Карташевским православным братством был построен новый деревянный храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла близ платформы Карташевская, в известной дачной местности. Церковь эта также входила в суйдинский приход.

В 1912 году в церкви Воскресения Христова был проведен технический осмотр с участием специалистов, в результате которого выяснилось, что здание храма сильно обветшало и покосилось, а под колокольню подведены деревянные подпорки; в сторону отошли даже центральные стены, поддерживающие купол, и церкви грозит разрушение. Кроме того, ей грозит опасность в пожарном отношении, при имеющемся всего одном выходе и заделанными решетками окнами. Здание тесно и неуютно для большого прихода и вмещает всего 146 человек. Из заключения следовало, что в Суйде необходимо было срочно начать строительство нового храма...

Идея эта существовала уже давно. Впервые о нужде в новой церкви заговорили примерно в 1900 годах, но к постройке все не приступали не было подходящего участка земли, достаточных средств и образцового проекта. Только в начале 1913 года, церковный причт и приходское попечительство, после длительной подготовки обратились за разрешением этого вопроса в Санкт-Петербургскую епархию.

Последние Романовы в Суйде

Интересные и неизвестные страницы прошлого суйдинских храмов связаны с именами последних представителей царской фамилии. Удалось установить, что в середине 1890-х годов через Суйду проследовал Николай II, российский император. Об этом сохранилось воспоминание, записанное со слов старейшей жительницы села Воскресенского Анны Семеновны Брытиковой, скончавшейся в 1946 году в возрасте 105 лет, и хранящиеся в рукописном отделе Петербургской государственной публичной библиотеки: «Николай приезжал в Суйду охотиться на медведей. Помню, как верхом приехал, а народ у села стоял, батюшка с иконой и хлебом-солью из церкви вышел. Царь с седла сошел, снял фуражку, народу поклонился, к образу пригубился, постоял немного и поскакал на охоту в лес Карташевских, наверное, и к ним заезжал».

Бывал ли последний император в самой церкви, неизвестно, зато доподлинно установлено, что его родной брат Михаил удостоил своим вниманием и посетил храм, с чем связан любопытный эпизод из его биографии. 6 августа 1913 года он присутствовал в церкви Воскресения Христова в Суйде, будучи соприемником при крещении родившегося 27 июля у Коллежского Регистратора Александра Константиновича Олейника и его жены Антонины Гавриловны, сына Николая Олейника, о чем повествует скромная запись в Метрической книге суйдинской церкви за 1913 год, чудом сохранившейся в архиве Гатчинского районного ЗАГСа. Здесь же сообщается, что воспреемниками на этой церемонии были: «Его Императорское Высочество Великий князь Михаил Александрович и жена Надворного Советника Александра Петровна Василевская». Запись в Метрической книге подкреплена удостоверением, выданным суйдинскому причту Управлением Делами Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича, которое подтверждает согласие Михаила Романова быть воспреемником при крещении:
Удостоверение
«Дано сие в том, что Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович соизволил дать свое согласие быть воспреемником при купели при Св. крещении сына младшего Канцелярского чиновника Управления Делами Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича, коллежского регистратора А. К. Олейиика- Николая, родившегося 27 июля 1913 года.
Изложенное удостоверяется подписями с приложением печати Управления Делами.
Вр. Управляющий Делами Качалов».
Брат императора хорошо знал эти места и неоднократно бывал в окрестностях Суйды. Некоторое время, в начале нашего столетия, здесь ему принадлежал дачный особняк, впоследствии, незадолго до большевистского переворота 1917, проданный другому владельцу, расположенный на территории современного поселка Высоко-Ключевой, в версте от села Воскресенского. Установить дальнейшую судьбу крестника Михаила Романова пока не удалось.

Забытые имена

Не только последние Романовы, но и многие другие российские знаменитости бывали в начале XX века в стенах Суйдинских храмов. Многие из них отдыхали в летние месяцы на дачах в окрестностях Суйды, на земле церковного прихода, в излюбленной и известной дачной местности, или приезжали погостить к своим друзьям и знакомым.

Среди установленных имен: замечательная русская певица, ученица Глинки, друг композиторов «Могучей кучки» - Любовь Ивановна Кармалина, жившая в усадьбе «Кобрино», скончавшаяся здесь в 1903 году и похороненная в ограде церкви Воскресения Христова в Суйде; великий русский певец Федор Иванович Шаляпин, выступавший с концертами в местном театре; член С.-Петербургской Императорской Академии Художеств, академик живописи Ефим Ефимович Волков, неоднократно бывавший в этих местах и запечатлевший их в ряде своих работ; музыкант С.-Петербургского Императорского Мариииского театра, родной брат художника Репина Василий Ефимович Репин, живший на даче близ Суйды, скончавшийся здесь в 1918 году и похороненный на Мельницком кладбище; отставной артист балетной труппы С.-Петербургских Императорских театров Владимир Михайлович Тихомиров, владелец собственной дачи в поселке Высоко-Ключевой и другие.

Известно, что посещали храм и многие высокопоставленные духовные лица, специально приезжавшие сюда на большие торжества и праздники, принимая участие в богослужениях или выступавшие в качестве почетных гостей. Среди них: епископ Гдовский, преосвященный Вениамин, будущий митрополит Петроградский и Гдовский, пользовавшийся громадным авторитетом среди народа; священник церкви Морского Кадетского корпуса в Петербурге Дмитрий Удимов; протоиерей Римской Петропавловской церкви в Петербурге Александр Варат; псаломщик церкви Гатчинского Сиротского Института Иван Солодовников; диакон Казанской церкви Старо-Ладожского подворья в Петербурге Иоанн Грибнев...

Из имен местного значения следует вспомнить простого железнодорожного фельдшера станции Сиверской Варшавской ж.д. Петра Ивановича Чикера, прихожанина Суйдинских храмов, человека, известнейшего далеко за пределами нашего края.

© А.В.Бурлаков


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»