Суйдинские храмы

По следам Ганнибалов

Суйда. Поместье Ганнибалов
Поместье Ганнибалов
Шли годы. Память о бывших владельцах Суйды Ганнибалах уходила в далекое прошлое и сохранялась лишь в рассказах стариков и в многочисленных легендах. Первым предпринял поиск следов достопамятностей? связанных с именами предков А.С. Пушкина, в 1899 году известный антрополог и географ, академик Д.Н. Анучин. Его, в частности, интересовала судьба захоронения Ганнибала в Суйде и сохранившиеся исторические реликвии в храме Воскресения Христова. Его исследование вошло в большую статью «А.С. Пушкин. Антропологический эскиз», опубликованную в том же году в газете «Русские ведомости» и содержащую ряд любопытных фактов: «Как сообщает мне настоятель Суйдинской церкви священник А. Быстряков, на местном кладбище, действительно, находится могила Ганнибала, но от времени плита давно вросла в землю, и отыскать ее теперь трудно, тем более, что на кладбище была производима очистка земли от лишних камней; в течение 25-ти лет служения о. Быстрякова при суйдинской церкви никто не обращался за сведениями о могиле Ганнибала. Каких-либо сведений об этом бывшем владельце в церковных книгах так же не сохранилось, равно как и преданий у жителей; старая церковь за ветхостью разобрана в 1845 г., и в то же время имевшиеся документы все или похищены, или уничтожены. Сохранились в церкви только 12 книг минеи месячной...». К сожалению, о других реликвиях, хранящихся в храме со времен предков Пушкина, священник А. Быстряков не упомянул.

Интересные воспоминания о прошлом церкви Воскресения Христова и Суйдинском имении оставила в 1912 году приезжавшая из Петербурга правнучка «Арапа Петра Великого» троюродная сестра великого поэта Анна Семеновна Ганнибал. Они были опубликованы в том же году в Литературном приложении к газете «Новое время», в публикации «В поместье прадеда Пушкина». Вот лишь некоторые ее фрагменты:

«Сама кладбищенская церковь, основанная в 1718 г. Апраксиным, в 1848 г. была разобрана, перенесена на ея нынешнее место в с. Суйда и, говорят, построена по прежнему плану. В маленькой церкви со времен XVIII столетия остались разве одни стены и фундамент... Благодаря любезности настоятеля Суйдинской церкви Воскресения, нам удалось видеть церковные книги и крест, имеющие отношение к Абраму Петровичу Ганнибалу, двенадцать месячных миней...

Кроме того, в церкви хранится небольшое старинное Евангелие московского издания 1701 г., но без надписи, и напрестольный серебряный крест. Посреди креста - горельеф «Распятие»: ноги Христа скрещены, как на католических распятиях, над ним барельеф - Господь Саваоф, немного ниже, над Христом - Дух Святой, в виде голубя; по бокам распятия барельефы: Божия Матерь и Иоанн Креститель; внизу Адамова голова, орудия казни и предметы, имеющие к ней отношение: столб, на нем петух, лестница, копье, губка, бичи, гвозди и четыре игральные кости, а под столбом одежда Спасителя. На обратной стороне креста - звезда посредине и орнамент кругом; под звездою латинские буквы «I.H.»; под инициалами - 1783 г. Этот крест принадлежал или самому Абраму Петровичу... или его старшему сыну Ивану...».

Некоторые свидетельства об истории храма и его святынях, помнящих Ганнибалов, можно обнаружить в сообщении, опубликованном в газете «Гатчинская неделя» в августе 1913 года. В корреспонденции из Суйды, автор - местный церковный староста, титулярный советник П.И. Петров знакомит читателя Царскосельского уезда Петербургской губернии с малоизвестными доселе материалами. «По Варшавской ж.д. в версте от станции Суйда, - писал он, - в селе Воскресенском есть маленький приходской деревянный храм в честь Воскресения Христова. Храм этот в 1845 году перенесен с Суйдинского кладбища и по клировым записям значится «временным», вероятно, потому, что в то время местный помещик хотел строить каменный храм, для чего был им заготовлен материал, но, разойдясь во взглядах с крестьянами о месте постройки храма, построил из заготовленного материала служебные и хозяйственные постройки в имении, существующие и в настоящее время... Есть некоторые данные, по которым можно предположить, что при храме был древний архив, но теперь от него ничего не осталось, кроме некоторых богослужебных книг, по которым совершается служба, и теперь, от чего книги приходят, конечно, в большую ветхость. Книги эти дар церкви Генерал-Аншефа Абрама Петровича Ганнибала...

Кроме книг имеются пожертвованные им: напрестольный серебряный крест, очень интересной орнаментовки с инициалами..., серебряные вызолоченные потир, дискос, звездица и лжица с такими же инициалами. Эти священные предметы иногда употребляются при; Богослужении. При церкви хранится также оловянная дарохранительница, украшенная императорскими коронами. История этой дарохранительницы неизвестна, но очевидно, вещь очень древняя, даже, наверное, до петровского времени...».

© А.В.Бурлаков


© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»