Гатчина

Комнаты Александра III

1 марта 1881 года в Петербурге был убит народовольцами Александр II. Меньше чем через месяц его преемник Александр III бежит в Гатчину, которая на все 13 лет царствования этого императора становится его излюбленной резиденцией. Укрывшись за крепкими стенами гатчинского замка, охраняемый тройным кольцом конвоя, жандармерии и полиции, новый самодержец оправляется постепенно от страха и растерянности и на террор народовольцев отвечает, вместо ожидаемых реформ, жестокими репрессиями и новой волной реакции.

Еще подростком заслуживший от домашних эпитеты «бычка» и «мопса» за более чем умеренные умственные способности, Александр III не получил даже той узкой подготовки, которая обычно давалась наследникам русского престола. Неожиданно попав в наследники уже в возрасте 20 лет, после смерти своего старшего брата, он срочно прошел минимальную «переподготовку» и с убогим умственным багажом встал во главе управления огромной, рвущейся из колодок самодержавия страной.

Политическая программа Александра III может быть выражена краткой формулой «тащить и не пущать». Совершенно беспомощный в вопросах даже реакционной идеологии, Александр III задачу «теоретического» обоснования этой несложной программы предоставил другим.

Гатчинские комнаты чрезвычайно выпукло рисуют их хозяина и крайнее падение отживавшей свой век дворянской культуры.

Китайская галерея
Китайская галерея
Китайская галерея. Была отделана в ложно-готическом стиле еще при Николае I архитектором Кузьминым и тогда же обставлена восточным фарфором. При Александре III эта галерея сохранила свое первоначальное убранство и использовалась как парадный проход к его приемным комнатам. Здесь находится большое и разнообразное собрание китайской керамики, представляющее значительный художественный интерес. Большинство вещей относится к XVII - XVIII векам.

За поворотом галереи преобладает японский фарфор, появившийся позднее китайского и в основном ему подражавший. Помимо керамики, искусство Востока представлено здесь несколькими ценнейшими вещами из пекинского лака, кантонскими и перегородчатыми эмалями, резными статуэтками и кубками из камня жировика и многочисленными шкафиками и шкатулками черного лака с росписью золотом.

Здесь же собраны портреты Романовых, начиная от первых представителей династии (в копиях XIX века) и кончая портретами Павла I и членов его семьи, работы крупных портретистов - Боровиковского, Щукина, Баттони, Вуаля и других.

Приемные комнаты. Адъютантская, четыре приемных и кабинет Александра III предназначались для деловых приемов. Эти комнаты не имеют никакой архитектурной отделки. Занимавшийся поверхностным коллекционированием, Александр III превратил свои приемные комнаты в «музей» с очень случайным подбором произведений живописи и прикладного искусства.

Четыре картины в Адъютантской с изображением Чесменского боя, написанные английским художником Петоном, находились в Гатчине еще в конце XVIII века. Большинство прочих картин, находящихся в приемных комнатах, приобретались Александром III, лично или через посредников, на передвижных и академических выставках или в заграничных салонах.

В четвертой Приемной находится большая картина работы Мясоедова «Косцы» (1887 год) - прекрасная по живописи, но совершенно безыдейная, не дающая никакого представления о подлинной, нищенской жизни крестьян и поэтому вполне приемлемая для комнат царского дворца. На противоположной стене картина работы Орловского «Дорога под Киевом» (1889 год). На мольберте портрет Александра III, в егерском мундире, работы Корзухина.

Во всех четырех приемных преобладает мебель красного дерева с бронзой, в стиле Жакоб (конца XVIII - начала XIX веков). В шкафах и на столах много фарфора, русского и иностранного, в той числе датских заводов. Грузные шкафы четвертой Приемной воспроизводят старые немецкие шкафы так называемого данцигского типа (XVI - XVII века). Гобелен, работы XIX века, изображает римского бога времени Сатурна.

Несравненно выше по качеству гобелен со сценой охоты (XVIII век) в третьей Приемной. Там же прекрасная французская бронза конца XVIII века-часы (на камине) в виде погребальной урны с обвившимися вокруг нее змеями и четыре канделябра, приписываемые Гутьеру (на комодиках между окнами). На столах переплетенные иллюстрированные журналы за 1893 год. На мольберте портрет Александра III с женой, сделанный художником Крамским по фотографии (1885 год).

Во второй Приемной висят картины: пейзажи работы Лагорио и Беггрова, «Типы Танжера» Якоби и «Клиенты, ожидающие выхода патрона» Бакаловича. Исключительный интерес представляет бюро наборной работы с пейзажами Гатчины и Павловска - образец мебельного искусства русских крепостных мастеров конца XVIII века.

Большинство картин первой Приемной изображает места и события, имевшие для Александра III личный интерес. Выделяется качеством живописи и мастерской передачей воздушной перспективы висящая над дверью «Сцена в детской» даровитого финляндского художника Эдельфельдта. Превосходны красного дерева, с бронзой, архитектурно решенные бюро и письменный стол работы знаменитого Рентгена.

Обстановка Приемного кабинета состоит из самых разнохарактерных вещей: на стенах фламандские вышивки XVII века, на комодике нагромождены фарфор и стекло разных стилей и стран; наряду с музейной старинной мебелью, частью резной из дерева, частью крытой кордуанской тисненой кожей (XVII век) - совершенно бесстильная, ходовая для конца XIX века «слепая» мебель, сплошь обтянутая материей. Картина Туксена «Семейное собрание в Фреденсборге» изображает Александра III и его жену Марию Федоровну в окружении родственников в замке датского короля, отца Марии Федоровны. Портрет Победоносцева - бывшего воспитателя Александра III, затем обер-прокурора синода, написан Ал. Маковским. Один из наиболее приближенных к Александру III сановников, идеолог реакции 80-х годов, Победоносцев вызывал жгучую к себе ненависть со стороны даже самых умеренных слоев общества. Портрет правдиво передает ханжеский облик этого мракобеса и «засушенного бюрократа».

В этом кабинете в апреле 1881 года состоялось так называемое «гатчинское» заседание комитета министров, на котором в последний раз при Александре III был поставлен вопрос о введении в России представительного начала. Результатом «гатчинского» совещания была отставка министров «либералов» и опубликование манифеста 29 апреля 1881 года, решительно возвестившего крутую реакцию нового царствования.

Кроме министров и иностранных послов, Александр III принимал в этом кабинете и крупных промышленников. Здесь же он благодарил чинов полиции, предотвративших покушение на него 1 марта 1887 года, и вручил им денежную награду. Это было последнее крупное террористическое выступление. Организация народовольцев-террористов была разгромлена. Рост капитализма в России вызвал к жизни рабочий класс, который и стал могильщиком царизма. О росте революционного рабочего движения в 80-1 и 90-х годах, о роли В.И. Ленина в развитии этого движения рассказывает специальная выставка, устроенная рядом с Приемным кабинетом.

Личные комнаты Александра III. Площадка винтовой лестницы, ведущей в личные комнаты Александра III, сплошь увешана вырезками из английских журналов - портретами великосветских дам. Внизу, в проходной комнате, топоры для колки дров и чурбан, принесенный Александром III из леса. В кабинете находится манекен Александра III, в его подлинный рост, с трубой огромных размеров - геликоном, сделанным для него по особому заказу. Колоссальная фигура нелепо контрастирует с низкими сводчатыми комнатами антресольного этажа.

Кабинет, как и следующие за ним Столовая, Гостиная и Спальня, поражают господствующими в них сумбуром и неразберихой. Нагромождение мебели различных размеров, обивок и стилей, громадное количество фотографий русской и датской родни, подушки, альбомы, ширмочки - все это производит впечатление крайнего безвкусия и убогого мещанского «уюта».

Столовая
Столовая
В этих комнатах есть отдельные ценные вещи: интересные образцы старой мебели, небольших размеров картины таких мастеров, как Поленов, К. Маковский, Мейсонье, Эдельфельдт, Руссо и др., но все это буквально тонет среди рыночной дешевки, подношений, сувениров и т.д.

Вся эта безвкусица особенно поражает потому, что в этом же дворце в распоряжении его хозяев были залы, отделка и обстановка которых являются образцом исключительного совершенства. Но чувство прекрасного было уже совершенно чуждо людям, чувствовавшим себя как нельзя лучше в «прелестных пароходных каютах», как любовно называла Мария Федоровна гатчинские антресоли.

Убожеству обстановки соответствовал столь же убогий быт. Свободное от дел, охоты и колки дров время Александр III тратил на занятие дамским рукодельем и на пьянство в обществе своего интимного друга - охранника генерала Черевина, тупого «деньщика в генеральском мундире».

В Гостиной и Спальне много дешевеньких и слащавых почтовых открыток.

Гостиная Марии Федоровны
Гостиная Марии Федоровны
Из Спальни - выход в темный, низкий коридор, с вырезками из иллюстрированных журналов и дешевыми олеографиями на стенах. При Александре III часовые стояли чуть не у каждой двери, выходящей в коридор, что усугубляло его сходство с тюремным коридором.

Гатчинские «антресоли» Александра III наглядно показывают внутреннее бессилие и опустошенность русского самодержавия в лице предпоследнего его представителя, пытавшегося остановить ход исторического развития и удержать прогнившие насквозь крепостнические устои. Александр III умирает с напутствием своему сыну Николаю: «Не уступай ничего, потому что, если дать палец, они отхватят всю руку».

Гатчина - ныне Красногвардейск, вошла в историю гражданской войны как город, где контрреволюция пыталась организовать базу для похода на красный Питер, против советской власти.

В дни Великой Октябрьской социалистической революции глава буржуазного Временного правительства Керенский, бежавший из Петрограда, спасаясь от ареста, вызвал в Гатчину с Северного фронта казачьи части, под командой генерала Краснова.

Заговор против социалистической революции не удался. Некоторые казачьи части перешли на сторону революции, а остальные были разбиты отрядами красногвардейцев, революционных солдат и матросов красного Питера. Керенский, устроивший штаб-квартиру в Гатчинском дворце, 1 (14) ноября 1917 года бежал из Гатчины, переодетый в платье сестры милосердия, и скрылся за границу.

Осенью 1919 года, по заданию империалистов Антанты, армия генерала Юденича начала наступление на Петроград, чтобы отвлечь силы Красной Армии от других фронтов и стремительным ударом захватить Петроград. 16 октября Юденич занял Гатчину. В эти дни залы Гатчинского дворца в последний раз видели царских генералов. Красная Армия с помощью рабочих Петрограда и моряков Красного Флота разбила банды Юденича под Пулковом и Лиговом и 3 ноября освободила Гатчину.

Памятником героической обороны красного Петрограда является братская могила павших под Гатчиной красных бойцов, похороненных на дворцовом плац-параде, переименованном в площадь Жертв революции.

А.В.Помарнацкий, научный сотрудник Гатчинского дворца-музея
1940

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»