Гатчина

Комнаты Александра II

Вход в комнаты Александра II - со двора Арсенального каре. Дополнительная экспозиция, устроенная здесь, посвящена крестьянской реформе 1861 года, на которую Александр II вынужден был пойти под давлением экономического развития страны, бурного роста крестьянских волнений и военного поражения во время Крымской кампании.

Приемная Александра II
Приемная Александра II
Приемная. Гатчина была для Александра II только охотничьим замком. Приезжал он сюда почти ежегодно, обычно на день-два, редко на неделю.

Царская охота переводится в 1857 году в Мариенбург, под Гатчиной. Там была построена Егерская слобода, шли работы по осушке «Зверинца» - примыкающего к Дворцовому парку большого участка леса. Население «Зверинца» пополнилось зубрами, кабанами и новыми партиями оленей, откармливаемых для охот. Иногда травля зверей выносилась и на поле перед дворцом.

В Приемной, как и в других комнатах Александра II, бросается в глаза обилие вещей и картин, связанных с охотой: над дверями портреты собак Александра II, на полушкафах бронзовые скульптуры на охотничьи сюжеты; среди них «Шотландец с убитой лисицей» и «Две собаки на стойке» работы крупного французского мастера Мэна (XIX век). Большой портрет тестя Александра II герцога Гессен-Дармштадтского - работы художника Хейса. Картина «Преследование турецких фуражиров» - работы Ковалевского. Над полушкафами картины военного жанра художника Зауэрвейда.

Гостиная Александра II
Гостиная Александра II
Гостиная. Увешана картинами на охотничьи темы. Обращает на себя внимание «Охотничья собака» работы Швабе (на каминном экране). В углу Гостиной мраморная статуэтка Павла I, сделанная Лаверецким по модели памятника работы Витали.

Мебель в Гостиной - типичный образец «орехового рококо», сдержанного подражания прихотливому рококо XVIII века (вся мебель для комнат Александра II была сделана в 1851 году придворной мастерской Тура).

В целом Гостиная не имеет характера дворцового аппартамента. Это скорее обычная гостиная богатого дома. Здесь собирался ограниченный круг участников царских охот.

У прохода в кабинет Александра II - его ванная, сплошь увешанная французскими легкомысленными литографиями. Собирание пикантных, а порой и явно эротических картин было, наряду с охотой, областью личных вкусов Александра II.

Кабинет. Похож на кабинет частного лица. Небольшой письменный стол с уютным, обитым ситцем, креслом перед ним, портреты родственников на стенах, охотничьи скульптуры на столе и полушкафу свидетельствуют об интимном характере кабинета гатчинского замка, куда его хозяин приезжал для развлечения охотой, а отнюдь не для занятий государственными делами. Портрет самого Александра II (направо от окна), в золоченой раме - раскрашенная литография. Налево от окна портреты Николая I работы Дау (1820 год) и Крюгера (1850 год). Отношение Александра II к своему отцу и его царствованию выражено им в словах, сказанных вскоре по вступлении на престол: «Я ничего не изменю; сделанное моим отцом - хорошо сделано. Царствование мое будет продолжением его царствования». Лишь под давлением исторической необходимости Александр II был вынужден провести половинчатые реформы.

Акварель «Парадный спектакль в Большом театре», над диваном, принадлежит к числу прекрасных работ Зичи (1857 год). Его же работы карикатурная сцена «Сон егермейстера Ферзена» - одного из придворных незадачливого охотника, постоянно фигурирующего в насмешливых рисунках Зичи. Рядом с зеркалом два больших портрета Михаила Павловича работы Дау и Крюгера и увеличенные фотографии внуков Александра II - будущего Николая II и его брата Георгия.

Цветные литографии военных форм, находящиеся в простенках у дверей, - неизбежная дань столь традиционной для Романовых парадомании.

Гостиная. Увешана картинами на охотничьи темы. Обращает на себя внимание «Охотничья собака» работы Швабе (на каминном экране). В углу Гостиной мраморная статуэтка Павла I, сделанная Лаверецким по модели памятника работы Витали.

Ситцевые комнаты
Ситцевые комнаты
Стены и мебель в Спальне, Ванной и Кабинете жены Александра II обиты лакированным «английским» ситцем (чине) с крупным узором из цветов и листьев. Это - мода, заимствованная от буржуазной Франции времени Второй империи; описание подобных ситцев можно встретить на страницах романов Флобера. В Петербурге мебельщик Тур с равным успехом создавал подобные «ситцевые» обстановки и для столичного особняка разбогатевшего откупщика и для гостиной придворного аристократа. Гатчинские комнаты ничего не дают для характеристики болезненной, ушедшей в мистицизм и ханжество жены Александра II, но тем более значителен их музейный интерес как единственного по своей завидной сохранности интерьера 50 - 70-х годов прошлого столетия.

Спальня. В этой комнате висят (на стене с камином) портреты сына и дочери Александра II. На противоположной стене портрет маленькой Александры Лейхтенбергской работы Штилера (1841 год).

Ванная. Ванна скрыта под диваном. Портрет великой княгини Ольги Федоровны - копия с Винтергальтера, типичный салонный портрет. Портрет Марии Александровны, жены Александра II, написанный художником Крамским, - реалистическое изображение больной, стареющей женщины. Стальной туалетный столик в Ванной - одна из замечательных работ тульских мастеров (вторая половина XVIII века).

Кабинет. Кабинет служил в то же время и гостиной. Против окон портрет Александра II в бытность его наследником, работы итальянца Скиавоне (1838 год). На боковых стенах большие портреты сыновей Александра II - рано умершего Николая и будущего Александра III, написанные художником Зарянко.

Гостиная. Находится рядом с кабинетом. Обита шелком. Здесь висит копия с известной картины «Разбитый кувшин» художника Греза и три портрета членов семьи Александра II работы Макарова. На подзеркальнике три фарфоровые вазы Севрского завода, на полочках зеркала вазы китайского и японского фарфора.

Столовая. Заканчивает комнаты Александра II. На столе выставлен фарфоровый сервиз русской работы второй половины XIX века. На буфете европейский фарфор и стеклянные братины и кружки - подражание старинному немецкому стеклу XVI века. На стенах обязательные для богатой столовой натюрморты - работы Гроота Младшего, Галлера, Кампидолио, и «Внутренний вид готического собора» художника Роллера, широко известного в качестве долголетнего декоратора петербургской оперной сцены.

А.В.Помарнацкий, научный сотрудник Гатчинского дворца-музея
1940

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»